Дела здесь не налаживаются, несмотря на инициированную президентом Белоруссии смену руководства завода. В октябре-ноябре
прошлого года произошел спад производства, он вызвал задержку зарплаты и последовавшую массовую забастовку. Подобных
акций не случалось с момента возникновения предприятия.
За минувший год выпущено около 9 тысяч мотоциклов - это втрое меньше, чем три года назад. Тому есть внешние
причины: экспортные рынки для продукции минчан сузились, остались, помимо России, Афганистан, Казахстан, Молдова и
Украина (в последнюю поступали мотоциклы для пограничной службы). Основная причина невостребованности мотоциклов
с изображением аиста на баке - повсеместный запрет эксплуатации 2-тактных двигателей. На 2-тактниках еще не
поставили крест и даже пытаются их усовершенствовать - испытываются три опытных образца с увеличенной до 150 см3
кубатурой. Но вряд ли это что-то изменит. Выход - пресловутый аутсорсинг в партнерстве с Китаем.
«Мотовело» в этом отношении получило фору: здешние разработчики первыми из всех заводов СНГ
вживили китайский 4-тактник. За год их собрали менее одной тысячи.
Изготовленные в 2005 году несколько сот мотовелосипедов ММВЗ-1.102 стали раритетами - завод прекратил их выпуск.
Виной тому отчасти стали конструкторские просчеты (двигатель мог запустить лишь взрослый человек, и то с трудом),
отчасти отказы техники - как результат неудовлетворительного качества изготовления.
Спортивные машины для мотобола и кросса хотя включались в производственную программу завода, но дальше опытных
образцов дело не пошло. Изготовлена партия специальных машин по заказу Министерства лесного хозяйства республики.
Новая разработка лишь одна - мокик ММВЗ-2.154 с китайским 4-тактным двигателем. Особенности новинки -
электростартер, пружинный моноамортизатор с гидравликой в задней подвеске, необычный дизайн и малый расход топлива
(два литра на «сотню»). Завод выложился и провел подготовку производства новинки, в течение года должны
выпустить 4000 мокиков, а всего мототехники - порядка 10 000 единиц. Около половины их предполагают продать в России.
КИЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (КМЗ), Киев, Украина
Удивительно, но, несмотря на отсутствие продукции на рынке, КМЗ не умер. За год здесь сделали чуть меньше 1000
«Днепров». Смогли бы и больше (а планировали полторы тысячи), но предприятие собирались срочно
приватизировать и вывести за городскую черту, и завод несколько месяцев не работал.
В его модельной программе как мотоциклы-«одиночки», так и «колясочные». Их львиная
доля экспортируется в Европу.
«РУССКАЯ МЕХАНИКА»,
Рыбинск Ярославской области
В специализированный завод выделено снегоходное производство НПО «Сатурн», новую компанию назвали
«Русская механика». Из-за простоев, связанных с реорганизацией, объем производства снежных машин в
прошлом году по сравнению с позапрошлым сократился - еле дотянули до 5000 штук. Модельный ряд не изменился.
Правда, модификаций станет больше: предусмотрено 14 вариантов комплектаций «Тайги» СТ-500Д, 5 -
«Бурана» СБ-640А, 5 - «Бурана» СБ-640М и 7 - «Бурана» СБ-640МД. Модели
различаются наличием или отсутствием электростартера, карбюратора Mikuni, глушителя шума впуска и конструкцией
глушителя. К следующему сезону здесь намерены подготовить более доступную по цене модификацию «Бурана»
и двигатель РМЗ-501 с жидкостной системой охлаждения для «Тайги».
Единственное новшество в нынешнем зимнем сезоне - снегоходы «Тайга» СТ-500ДР с рычажной подвеской
лыж. Будут продолжены работы по оснащению двигателя РМЗ-501 системой впрыска топлива и электронным управлением реверса.
Продукция из Рыбинска продается по всей России, заключено 10 контрактов с получателями в некоторых странах СНГ,
а также Щвейцарии, Чехии и Черногории.
УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО), Уфа
На этом предприятии авиастроительной отрасли изготавливают снегоходы семейства «Рысь» с начала 90-х годов.
За все годы производства изготовили более 20 000 таких машин.
Линейка снегоходов представлена двумя моделями - базовой с шириной гусеницы 381 мм, и с гусеницей 500 мм. На
обеих устанавливают старый 2-цилиндровый 2-тактный 432-кубовый мотор мощностью 40 л.с., разгоняющий снегоход
до 90 км/ч. При этом большинство машин потребляет более дешевый 76-й бензин. Системы раздельной смазки нет,
на «снеговики» можно заказывать электростартер. Уфимские машины выгодно отличает от рыбинской
«Тайги» рычажная подвеска лыж. «Рысь» - самые дешевые на российском рынке снегоходы
(около $3000), заводчане за долгие годы производства сумели добиться удовлетворительной надежности узлов.
Этим объясняется устойчивый спрос на уфимские машины: в 2005 году их продали около 1500 штук (большинство -
с 500-миллиметровой гусеницей). Столько же в плане 2006 года. На аппаратах появятся карбюраторы Mikuni,
вариаторные ремни Getz, подвеска лыж с большим ходом, обновят и дизайн. Мощность мотора, как обещают, возрастет
до 48 л.с. Ведутся доводочные работы мотора 590 см3, а также спортивной модели «Рысь 500+ ».