Призрак бродит по Европе, призрак аутсорсинга... За этим не очень благозвучным термином (от англ, out sorce - внешний
источник) скрывается малопонятный во всех тонкостях коммерческий процесс, в рамках которого часть задач предприятия
берет на себя сторонняя специализированная фирма. Аутсорсинг кто-то назовет примитивным: он предусматривает
покупку комплектующих за границей, где их и качественнее делают, и они обходятся дешевле. Но это та соломинка, за
которую сейчас хватаются почти все российские и расположенные на постсоветском пространстве мотопроизводители.
«БАЛТМОТОРС», Калининград
Компания, собирающая скутеры, мотоциклы и ATV китайской компании Qingqi, уже третий год на мотоциклетном рынке
России. На фоне «сдувшихся» программ выпуска мототехники мотозаводами «с именем» объем
производства здесь не мал: за минувший год собрано и продано около 7000 штук. Производство ведется на «ручном»
конвейере, собирают до 70 единиц в день. Дилерская сеть охватывает полстраны, торгуют калининградскими скутерами около
100 предприятий-продавцов. Благодаря этому БМ по производству и реализации вышел на первое место на рынке России.
Модельный ряд техники предприятия в 2006 году сохранит все три направления: скутеры, мотоциклы и ATV. Но
ассортимент собираются расширить - чтобы уйти от моделей, аналогичных тем, что производят конкуренты. Ориентир - на
копии ведущих японских производителей, в первую очередь - Yamaha.
Количество платформ (так называют базовые модели) станет меньше: исчезнет класс мотоциклов 125 см3, у новых
кубатура будет не менее 200 см3. Останется один «большой» скутер (New Galaxy) вместо двух, как было
в прошлом году. Акцент - на недорогие и простые «табуретки», по сути, копии популярного Yamaha Mint и
«вариации на его тему». Их станут продавать под марками Smile, Mint, Style, Joy, JoyR, JoyS. Первые
три модели самые простые и дешевые, с трансмиссией без вариатора - только центробежное сцепление. Модели Joy, JoyR и
JoyS с «телескопами», дисковыми передними тормозами и 4- и 2-тактными вариаторными моторами.
«Ударная» модель в группе скутеров - 125-кубовая Biwis, копия «ямаховского» бестселлера BW's.
Больше, чем в предыдущем году, в Калининграде собираются произвести мотоциклов. Собранные на одной 200-кубовой
платформе, они будут различаться назначением (отсюда и внешностью) - стрит, чоппер, эндуро. Три модели ATV кубатур
80, 200 и 250 см3 - и для подростков, и для взрослых водителей.
ОАО «ИЖЕВСКИЕ МОТОЦИКЛЫ», Ижевск
За минувший год здесь собрали около 15 000 мотоциклов кубатуры «350». Это все старые знакомые
«Планета-5», «Юпитер-5» и «Юнкер».
Экспорт, на котором держался завод, практически сошел на нет после вошедшего в силу запрета на эксплуатацию
двухтактных моторов в Иране, вот-вот их запретят и в Монголии. Завод ищет замену экспортерам. Спасение
предприятия - все тот же аутсорсинг. Уже испытывается «Планета» с китайским мотором, предприятие
ищет партнера для поставки деталей под «отверточную» сборку мотоциклов, 4-колесников и скутеров.
«Ижмото» остается единственным в России (да и в мире) изготовителем мотоциклов на шинах
сверхнизкого давления: «Самсонов» здесь собирают второй год, их выпустили около сотни штук.
Двухместная машина оборудована мотором с водяным охлаждением от «Юпитера-5», в ее кузове можно
перевозить до 100 кг груза.
«УРАЛМОТО», Ирбит
Объем производства здесь планируют на уровне прошлого года - чуть более 2000 мотоциклов. Численность рабочих на
заводе сократилась до 1200 человек. В минувшем году большую часть мотоциклов экспортировали в США и страны Европы,
причем объем экспорта возрос по сравнению с 2004 годом на 50 и 70% соответственно. (Показательно, что на ежегодное
собрание дилеров на предприятие только из США прилетело 50 представителей партнерских компаний.) Значительная
партия мотоциклов отправлена на Кубу, а вот Ирак, в 2004 купивший более 1500 мотоциклов, больше заказов не сделал.
В наступившем году заводчане возлагают надежды на заказ из Афганистана: в конце 2005 года в стране с успехом
демонстрировались ирбитские мотоциклы.
Предприятие производит 10 моделей, из них наибольшим спросом пользовались Sportsman и армейская Gear-Up с ведущим
колесом коляски. Доля «одиночек» - «Волка», «Соло», «Соло-Классик»
и «Ретро-Соло» не превышает в программе выпуска завода и пяти процентов.
Заметных изменений в конструкции оппозитов не произошло, давно обещанная 5-ступенчатая КП так и не появилась.
Основное внимание специалисты уделяют повышению качества. И опять-таки возлагают надежды на аутсорсинг: комплектующие
в Ирбит поставляют такие известные компании, как Paioli (переднюю вилку), Brembo (тормоза), Denso (генератор),
Plaza (задние амортизаторы), Ducati (зажигание), валы и шестерни КП будут получать из Германии. Улучшена отделка
мотоциклов (в том числе облагорожены седла-«лягушки»), все оригинальные запчасти отныне продаются только
в фирменных упаковках - чтобы отсечь «левак».
Руководители ИМЗ считают, что наконец завод со своей продукцией уверенно занял свою нишу на мировом рынке: это
«колясочники» для всей семьи и аппараты для экстремалов - любителей офф-роуда, путешественников,
различных «чрезвычайных» служб. Имидж техники с брендом «Урал» держится на представлении,
что это простые по конструкции и в обслуживании, в то же время надежные и очень выносливые русские мотоциклы.
Лишь около пяти процентов произведенных мотоциклов в минувшем году продано в России, из них больше всего
«Волков» - аж 19 штук!