Замок мотоцикла Jawa: а - внешний вид, винт установлен вместо сломанного усика (выделен красным); б - снята
контактная группа; в - полностью разобран. Чтобы не мучиться при сборке, помечайте, где и в каком
положении находилась каждая деталь.
Я купил Jawa 360.00 без ключа к замку зажигания. Стоимость нового штатного замка показалась мне неподъемной,
и я изготовил ключ сам. Если вы оказались в схожей ситуации, делайте так.
Снимите замок с мотоцикла, зарисуйте схему подсоединения проводов. В некоторых мастерских соглашаются изготовить
ключ по замку. Мне не повезло - отказали в трех местах (и я понимаю мастеров). Купите хотя бы заготовку для ключа.
Они не всегда есть в наличии, но их можно заказать, чтобы подвезли. Будет проще, если назовете продавцу ее каталожный
номер. Для Jawa, например, подойдут: JMA (Sko 7, Sko 5), Silca (SK 5), Orion (SK 15), Errebi (Fab 5). При покупке
проверьте длину заготовки (если в замочной скважине не застрял обломок ключа). Полностью вставленная в замок, она
должна упереться в личинку кончиком, а не упорами возле расширения для пальцев.
Чтобы добраться до личинки, нужно аккуратно разобрать замок, не растеряв внутренности. Осторожно, чтобы не
сломать, отогните хрупкие усики на корпусе, снимите крышку и извлеките все детали. Дабы упростить сборку, зарисуйте
расположение контактных пластин. В последнюю очередь выньте личинку.
В некоторых конструкциях замков штифт, удерживающий от выпадения поворотный цилиндр личинки, можно выпрессовать.
С «явской» личинкой этот номер не пройдет. Чтобы ее разобрать, сточите напильником головку заклепки,
мешающую выпасть поворотной части. Острым керном наметьте ее центр и просверлите отверстие диаметром 1 мм, а затем
рассверлите его сверлом 3,2 мм (чтобы потом нарезать резьбу М4). Сразу большим сверлом работать нельзя - оно может
запросто уйти в сторону. Поскольку заклепка стальная - твердая, а корпус мягкий, чуть соскользнув со стали,
сверло тут же его испортит.
Детали личинки: 1 - ключ; 2 - поворотный цилиндр; 3 - корпус личинки; 4 - штифты; 5 - стопорный болт.
Пружинки цилиндриков находятся в корпусе личинки. Конструкция личинки такова, что пружинки сами по себе не
выпадают. Извлекать их из корпуса личинки не нужно.
А теперь вам предстоит самое интересное, но и утомительное занятие: понадобится освоить навыки «медвежатника».
Легонько, чтобы не деформировать, зажмите личинку в тисках. С тыльной стороны вставьте в замочную скважину тонкую
отвертку, а с лицевой - расплющенную стальную полутора-двухмиллиметровую проволоку. Слегка поворачивая туда-сюда цилиндр
отверткой, осторожно поджимайте штифты, пока он, цилиндр, не повернется. Я делал это несколько раз - уверен, что и у
вас получится. Когда цилиндр повернется, осторожно, чтобы не растерять пары штифтов (их три) и пружинки (их тоже три),
выньте его, затем извлеките одну пару штифтов за другой, помечая, где они располагались.
Чтобы разобрать личинку, нужно высверлить стопорный штифт. Накерните место сверления.