Дизельный двигатель и мотоцикл изобрели почти одновременно, но эволюционировали они по-разному и в разных
«разделах» техники. И мало кому приходило в голову, что в один прекрасный момент сольются воедино.
Конечно, сегодня мотоциклы с дизелем - экзотика, их в ограниченном количестве выпускают в Индии по лицензии
английского Royal Enfield. Но вот недавно появилось сообщение о том, что американцы в рамках одной из программ
Пентагона сделали несколько опытных образцов такого рода аппаратов (см. «Мото», № 11-2005). А между
тем, без многотысячных долларовых вливаний дизельный мотоцикл разработал изобретатель-одиночка Иван Олифир из
города Борзна Черниговской области Украины. Причем, недавно собранная дизельная Jawa - уже второй его вариант.
Первым был «Тайк»: в ходовку «Днепра» Олифир установил чешский 1-цилиндровый 2-тактный
бесклапанный дизель (см, «Мото», № 7-2005). Хотя аппарат и потреблял горючего в полтора-два раза
меньше «родного» мотора, изобретатель понимал, что сделанное - далеко не предел совершенства.
Во-первых, следует приспособить более прогрессивный 4-тактный мотор на солярке, а во-вторых, установить его
в раму двухколесного мотоцикла. Какого? Олифир не сомневался: конечно, Jawa!
Взял в работу отечественный 1-цилиндровый 4-тактный дизель непосредственного впрыска СН-6Д (его применяют в
небольших стационарных компрессорных и генераторных установках). Чудес не бывает: потрясающая экономичность
агрегата оборачивается весьма значительной - почти вчетверо меньшей мощностью, чем у мотора Jawa - всего 6 л.с.
при 3000 об/мин, а показатель максимального крутящего момента (1,5 кг-м) примерно вдвое ниже. Но зато такой
момент выдается при намного меньших оборотах! На «низах» дизель даст фору бензиновому двухтактнику
в тяговитости.
Между рулевой колонкой и топливным баком дополнительная
панель приборов - с термометром и манометром, показывающими
температуру и давление масла.
«Днiпро jawa»
Так как коленвал у СН-6Д расположен продольно, скомпоновать его со штатной «явской» коробкой передач непросто.
Олифир перекомпоновал весь «зад» мотоцикла. Из «Днепра МТ-10» в Jawa перекочевали:
КП, карданная передача с мостом и задним колесом, а также маятник. На коническую заднюю шейку коленвала
через специально выточенный переходник посадил маховик от МТ-10, через дюралевую проставку к картеру двигателя
присоединил коробку передач. Так как силовой агрегат получился намного длиннее «родного» мотора
и не помещался в раму, ее пришлось разрезать и удлинить на 280 мм. После чего двигатель закрепил на
четырех сайлент-блоках.
Для крепления «днепровского» маятника в раму умелец вварил новые опоры, благодаря чему смог
использовать славящиеся долговечностью «родные» «явские» резиновые втулки. Но маятник
пришлось сузить - вырезать его среднюю часть, а затем сварить половинки между собой.
Чтобы оптимально использовать мощность и тяговое усилие двигателя, в главной передаче установил
«ускоренный» редуктор-«девятку» с передаточным числом 3,89 от мотоцикла М-72.
Попробуй, угони!
Большое достоинство конструкции - в мотоцикле нет аккумулятора. В нем, по большому счету, нет надобности:
зачем дизельному мотору искра? Аппарат может простоять сколь угодно долго - хоть три года, и не нужно
беспокоиться, что не заведется. В нем нет ни замка зажигания, ни противоугонного устройства (если не считать
хитрой комбинации рычагов на топливном насосе: разобраться в них несведущему совсем непросто). А между тем,
светотехника работает гораздо лучше, чем штатная - благодаря 90-ваттному 12-вольтному генератору переменного
тока от «Восхода» (к дизелю генератор «штатным расписанием» не предусмотрен),
который изобретатель установил на переднюю коническую шейку коленвала. Блок регулятора напряжения и реле
поворотов - от того же «Восхода».
Поскольку удлинил раму, руль пришлось основательно перекроить - загнуть рукоятки назад: без этого до руля
сложно дотягиваться. А с такими управлять удобно. По словам изобретателя, ему удалось свести к минимуму
усталость в дальних поездках. В целом же удлиненная база в сочетании с «явской» подвеской
обеспечивает мотоциклу очень мягкий ход.
Несмотря на то, что мощность дизеля почти вчетверо меньше, чем у «родного» мотора, максимальная
скорость на дороге без уклонов упала всего на четверть - до 90 км/ч. Что следует считать нормальным
показателем. Сравним с «Иж-7» с движком мощностью 6,5 л.с.: он также разгонялся до 90 км/ч.
Поскольку в дизеле непосредственный впрыск топлива, звучит он жестко, громко, с характерным стуком. И
«не любит» небольших оборотов. Кому-то это не очень понравится. Но за экономичность и
беспроблемный запуск приходится чем-то расплачиваться.
Возле педали тормоза еще один рычаг - включения задней передачи.
Легал
Любого изобретателя или передельщика интересует не только «железная», но и «бумажная»
сторона дела. Рассказываем.
На воплощение своей идеи в металле и оформление необходимых документов Олифир затратил около четырех лет.
Он на собственной шкуре испытал то, о чем говорил Рудольф Дизель, когда рассказывал историю создания его
мотора: «То было страшное время борьбы с глупостью, тупостью, завистниками и конкурентами».
Ведь при благоприятно сложившихся обстоятельствах, считает черниговский самородок, мог бы управиться месяца за три.
Но случались и удачи. Скажем, зарегистрировать замену штатного двигателя «Явы» на дизельный
оказалось на удивление несложно. Согласовал конструкцию в ГосавтотрансНИИпроекте, где получил акт технической
экспертизы, а также разрешение на установку двигателя и карданной главной передачи. После того, как
предъявил мотоцикл и документы на него в МРЭО, в свидетельство о регистрации были внесены соответствующие
изменения. Машина узаконена!
Какие понес затраты? Переоборудование (если не считать стоимость собственного труда) обошлось примерно в
$500. В эту сумму входит стоимость двигателя (дизель СН-6Д можно приобрести в магазине при заводе-изготовителе
примерно за $300 со всеми необходимыми документами), коробки передач, кардана, маятника, главной передачи,
генератора, других комплектующих, а также оплата различных токарно-фрезеровочных работ.
Продольно расположенный в дизеле коленвал вызвал
появление карданной передачи и моста главной передачи.
За ними будущее?
Мотоцикл на ходу, все в нем работает, но изобретатель продолжает его совершенствовать. Олифир уверен, что
в недалеком будущем такие агрегаты станут востребованными, так что в массы должны пойти доведенными. Массы
оценят, ведь расход топлива на 100 км пути составляет в среднем 1,6 л по асфальту, 1,8 л - по грунтовой
дороге и 2,0-2,2 л - при движении по городу. Это примерно в три раза меньше, чем потребляет движок обычной
Jawa. На одном заправленном баке можно проехать более тысячи километров. Фантастика!.. А ведь горючее
дорожает, и всем нам пообещали, что продолжит дорожать.
Техническая характеристика JAWA-375D
Двигатель - СН-6Д • тип - дизельный, 4-тактный, непосредственного впрыска • число цилиндров - 1 • рабочий
объем - 375 см3 • диаметр цилиндра/ход поршня - 80/75 мм • степень сжатия - 19,3 • система смазки -
принудительная • максимальная мощность - 6 л.с. при 3000 об/мин • максимальный крутящий момент - 14,9 Н-м
при 1500 об/мин • охлаждение - воздушное, принудительное • система запуска - кикстартер • максимальная
скорость - 90 км/ч • эксплуатационный расход топлива - 1,6-2,2 л/100 км.