Нездоровые контакты. Оценка надежности механических прерывателей зажигания.
Иван КСЕНОФОНТОВ,
Александр ЛЕБЕДЕВ
Управление искрообразованием механическим способом устарело безнадежно, обеспечить оптимальные параметры зажигания
с помощью прерывателя почти невозможно. Однако архаичной «механикой» обустроены тысячи действующих
отечественных мотоциклов, и с этим нельзя не считаться.
Подлог не определишь
На рынках и в магазинах прерыватели есть - не дефицит. Но только ураловские продаются по отдельным деталям,
другие - в сборе. В сборе - неудобно: при ремонте «зажигалки» обычно меняют только контактную группу.
Выходит, нам «втюхивают» лишнее «железо». Что стоит денег: за «механику» для
старушки-Jawa нам заломили аж 800 рублей. Но что поделаешь... А раз с нас дерут по «полной», давайте
учиться грамотно выбирать товар. Примите к сведению: если в прерывателе попадется хоть одна некондиционная
деталь, «забастовка» мотора гарантирована. Как ее разглядеть?
Детали прерывателя (на примере ижевской конструкции): 1 - винт крепления;
2 - основание прерывателя; 3 - контактная группа; 4 - фетр для очистки кулачка;
5 - винт, фиксирующий эксцентрик; 6 - эксцентрик; 7 - токоведущая пружина;
8 - клеммный (изолированный) винт.
Красным цветом выделены зоны тщательной проверки прерывателя при покупке.
Поделиться опытом мы попросили специалистов Московского завода АТЭ-2 - здесь с контактами работают почти полвека.
Все просто: нужно проверить, есть ли клеймо изготовителя («леваки» его не ставят) и равномерно ли
прилегают друг к другу контакты (это косвенный признак надежности изделия). Все прочие параметры дееспособности
прерывателя можно проверить только при лабораторных испытаниях.
Логотипы изготовителя мы обнаружили на купленном ураловском и чешском прерывателях, остальной товар оказался
безымянным. Значит, весь он «левый»? Не слишком ли это плохо, чтобы быть правдой? В поисках истины
осмотрели зажигание новеньких «Муравья» и «Ижа» в одном из мотосалонов: маркировка
отсутствовала на том и другом. Что вызвало чувство раздражения: отсутствие логотипа изготовителя не дает покупателю
защиты от «левака». Нет, так нельзя.
Рекомендуемое расположение и форма контактов прерывателя: а - подвижный контакт (молоточек);
б - неподвижный контакт (наковаленка); в - вольфрамовая накладка; г - припой; д - стальная клепка.
Дурят народ!..
Теперь оценим товар по «стройности» контактов. Но вначале немного теории. Контакты прерывателя
размыкают первичную цепь катушки зажигания, и при каждом разрыве между ними проскакивает искра. Металл постепенно
обгорает и со временем теряет проводимость - возникают пропуски зажигания, и мощность двигателя падает. А если
контакты перекошены и площадь контакта мала, то сгорят они задолго до положенного срока.
Итак, на прилавках и развалах искали образцы для экспертизы. Отвели себе полчаса-час на поиск «стройных»
прерывателей. И не полагали, какая нас ждет морока.
Контакты, показавшие сопротивление более 0,5 Ом,
явно окислены. Выбирайте другой экземпляр детали.
В глухой «тупик» загнали тульские «размыкатели»: перебрали их больше трех десятков штук,
только тогда нашли образец, у которого кривизну признали наименьшей.
«Попарились» с выбором прерывателя к «Юпитеру»: из дюжины (все же не из тридцати)
выудили-таки один приличный. «Планетовский» подобрать удалось быстрее - восьмой по счету.
С Jawa дела обстояли получше - уже у четвертого «претендента» контакты «прижимались»
ровненько. У оппозитного «размыкателя» с контактами все о'кей, но пока крутили его в руках, из гнезда
выпал винт эксцентрика... Опять товар меняем.
Мы обратили внимание, что зачастую продавцы демонстрируют способ исправления перекоса деталей, используя
плоскогубцы. Помните, это недопустимо: жесткость конструкции подвижного контакта нарушается, и надежность
механизма резко падает. Так что не дайте себя объегорить! Помянув недобрым словом мотопром и алчных торгашей,
сложили купленный «архаизм» в сумку и направились в лабораторию.