Об устройстве и возможных неисправностях одной из модификаций карбюраторов к 4-тактным моторам
скутеров-«полтинников» рассказывает Михаил ТЮЛЕНЕВ, специалист компании «Отечественная мототехника».
Подсказки мастера применимы при ремонте других карбюраторов - все они схожи по конструкции.
Готовы рискнуть?
По сложности и обилию систем этот карбюратор поспорит с самыми мудреными автомобильными (сложнее только те, что с
электронным управлением). Отсюда совет: если ваш опыт общения с системой питания мотоциклов ограничен двумя-тремя удачными
ремонтами приборов типа К-65, не рискуйте - обратитесь к специалистам. И второй: работайте на столе, застланном листом
чистой белой бумаги при свете яркой лампы - так легче разглядеть деталюшки и труднее их потерять. А рассмотреть
отверстия жиклеров архисложно: они настолько малы, что их засорит мельчайшая пылинка. С ними сравнимы по размеру и
некоторые каналы. Перед разборкой карбюратор должен быть чист снаружи. Руки - тоже, как у хирурга перед операцией. Для
работы понадобятся отвертки с неизношенными рабочими поверхностями. Большинство винтов здесь не только туго затянуты, но
и зафиксированы резьбовым герметиком, так что отвертка с плохим жалом лишь разобьет их шлицы. Запаситесь и пинцетом, чтобы
было легче «отлавливать» мелочи. Ну что, испугались? Если нет, приступим.
Через лючок под сиденьем снять карбюратор можно, но будет легче, если предварительно демонтируете весь багажник.
Демонтаж карбюратора
Добраться до него можно через лючок в багажнике, под седлом. Но легче это cделать, если открутить пять болтов и
демонтировать весь багажник вместе с седлом, ослабляя хомуты. Тот, что со стороны двигателя, распустите посильнее, чтобы
буртик на резиновом патрубке смог выйти из глубокой канавки на выходном патрубке карбюратора. Обычно при неработающем
двигателе бензокраник с пневмоприводом надёжно закрыт, но лучше подстраховаться - закрепите снятый с карбюратора конец
шланга выше бензобака. Затем отсоедините трос привода дроссельной заслонки и разъем проводов, А идущих к пусковому
устройству карбюратора. Очистите карбюратор мягкой кисточкой от пыли, помойте руки и начинайте разборку.
Поплавковый механизм
Открутите три болта и снимите крышку поплавковой камеры. Ось поплавков удерживает болт. Открутите его и выньте блок
поплавков с запорной иглой. Игла этого карбюратора имеет резиновую конусную часть, а в язычок поплавковой упирается
подпружиненным стерженьком. Такая конструкция делает узел герметичным, очень долговечным и стойким к абразивному износу.
Вид сзади: 1 - пусковое устройство; 2 - канал, ведущий в полость под мембраной золотника; 3 - воздушный канал пускового устройства; 4 - воздушный жиклёр главной дозирующей системы; 5 - распылитель ускорительного насоса; 6 - канал, в котором находится воздушный жиклёр системы холостого хода; 7 - ускорительный насос.
Возможные неисправности. Прилив на боковых стенках поплавков должен быть параллелен плоскости верхнего разъёма
карбюратора. Если это не так, подгибая металлический язычок, добейтесь правильного положения. Проверяйте его, положив
карбюратор на бок, - язычок должен лишь касаться стерженька иглы, но не утапливать его.
Вид спереди: 1 - канал выхода бензовоздушной смеси из пускового устройства; 2 - трубка, через которую сливается лишний бензин при неисправности поплавкового механизма; 3 - канал, по которому разрежение из впускного коллектора подаётся в механизм отключения системы холостого хода.
Главная дозирующая система
Её жиклер расположен в центре поплавковой камеры. Через него топливо поступает в эмульсионную трубку, в ней смешивается
с воздухом и образует эмульсию. Воздух поступает через жиклер, расположенный на входе карбюратора. Эмульсия дозируется
иглой, которая закреплена в золотнике. Постоянное разрежение в зоне распылителя обеспечивает золотник. Рядом с
дозирующей иглой есть отверстие, через которое разрежение передается в полость над мембраной, при этом сжимается
пружина, а золотник поднимается на нужную высоту.
Вид справа: 1 - рычаг привода ускорительного насоса; 2 - сектор привода дроссельной заслонки; 3 - винт регулировки количества бензовоздушной смеси на холостом ходу.
Для обеднения или обогащения горючей смеси открутите винты, крепящие крышку мембраны, и выньте золотник с мембраной.
Будьте очень осторожны - крышка изготовлена из хрупкой пластмассы. Выньте из него заглушку иглы и саму иглу.
Диапазон регулировок небольшой - на игле только три проточки, при заводской регулировке стопор находится в средней.
Во время работы двигателя из-за колебаний воздуха во впускном тракте возникают колебания золотника. Чтобы стопор при
этом не разбивал канавку иглы, под ним установлено резиновое кольцо. Если повредите или потеряете его, то не только
укоротите срок службы узла, но и обедните смесь - игла без этой детали опустится ниже.
Вид слева: 1 - винт регулировки качества на холостом ходу; 2 - топливоприёмный штуцер; 3 - штуцер, через который можно спить топливо из поплавковой камеры; 4 - винт-пробка поплавковой камеры.
Когда будете устанавливать мембрану на место, проследите, чтобы выступ на ней попал во впадину на корпусе.
Возможные неисправности. Их может быть две. Первая - засорился топливный жиклёр. Продуйте его. Вторая -
повредилась мембрана золотника. В этом случае без замены мембраны с золотником не обойтись.
Детали в поплавковой камере: 1 - топливная трубка пускового устройства; 2 - блок поплавков; 3 - стопорный
болт; 4 - игла с резиновым наконечником и подпружиненным штоком; 5 - ось; 6 — язычок; 7 - главный
топливный жиклёр.., 8 - ...и его эмульсионная трубка; 9 - топливный жиклёр холостого хода.