Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Юбка - не прихоть

Александр ЛЕБЕДЕВ


       Задумав форсировать мотор, пилот зачастую начинает с облегчения его деталей, в частности, поршней*. Чем нередко вредит двигателю: «невесомость» полезна до определенного предела. И вот почему.

Старые стероиды

       Способов прибавки мощности мотору несколько. Один из них - поднять крутящий момент. Тут «работают» два основных «стероида»: ход и диаметр поршня. Чем дальше вынесены от оси вала шатунные шейки (длиннее плечо рычага коленвала), тем больше сила, с которой шатун толкает коленвал. А значит, двигатель разовьет высокую тягу. В этом случае вес поршня не критичен. Такие моторы «тихоходны» (крутятся до 6-8 тысяч об/мин), и инерционные нагрузки, приходящиеся на шатуны и коленвал, невысоки.

       Массивные поршни требуют другого: когда поршень меняет направление движения при прохождении мертвых точек, возникает перекладка сил, прижимающих его боковую поверхность к зеркалу цилиндра. Разъясню - это и есть «момент истины», проясняющий, зачем поршню нужна юбка. Шатун практически постоянно давит на поршневой палец под углом к оси цилиндра. Причем, каждый раз, миновав мертвую точку, угол меняет «ориентацию» на противоположную. Поэтому при движении вверх поршень прижимается к одной стороне цилиндра, при ходе вниз - к другой. Перекладка должна происходить «мягко», без удара - иначе вскоре поршень развалится на куски.

Юбка - не прихоть
Распределение сил, действующих на поршень: а - прижимающая юбку поршня к зеркалу цилиндра; б - перемещающая поршень; в - передаваемая шатуном; г - давление, образованное газами после сгорания смеси.
Выработка на юбке поршня: а - при излишней деформации от действующих сил на поршень; б - приработка при нагрузках, соответствующих площади юбки.

       У моторов с большими плечами коленвала сила прижатия поршня к зеркалу высока (вспомните из школьного курса физики: она растет по мере увеличения угла наклона шатуна). Поэтому юбка поршня обязана быть «макси». Она распределяет нагрузку на большой площади, и поршень проходит мертвые точки без ударов и «разрывов» пленки смазки. Практика создания таких моторов «породила» определенное соотношение длины юбки к диаметру поршня (hю/D). Для тяжело нагруженных моторов мотоциклов (около 0,2 л.с. на килограмм веса экипажа) оно составляет не менее 0,7. На более энерговооруженных машинах (от 0,5 л.с./кг) величина другая - hю/D ближе к 0,6. Объяснение тому есть: чем меньше «лошадок» приходится на единицу массы мотоцикла, тем больше нагрузка на поршень (в частности, на его юбку), когда он проходит самую «конфликтную» ВМТ - в такте рабочего хода.

Юбка - не прихоть

Конструкция юбки поршня:
1 - обычная, применяется в двигателях, развивающих максимум 7000-8000 об/мин;
2 - Т-образная - в выожооборотистых моторах (птах 10 000-11 000 об/мин).

       Представьте: со стороны камеры сгорания на поршень давят газы - продукты горения, с другой стороны перемещению сопротивляется шатун, нагруженный весом экипажа. А еще он «упирается» в поршень «косо», что, как я уже говорил, затрудняет передачу усилия. Естественно, будь мотор слаб, а мотоцикл тяжел, короткая юбка от такого «двойного удара» деформируется, «вгрызается» в зеркало цилиндра и вскоре «обрастет» задирами. Форсирование моторов по моменту было популярно до 80-х годов прошлого века. Затем наступил кризис «жанра»: в габариты мотора байка не «впишешь» ни коленвал с «бесконечно» большим ходом поршня, ни цилиндры «паровозного» диаметра. Не выручили и кованые поршни. Конечно, они легче и прочнее литых, что при прочих равных условиях позволяет увеличить диаметр поршня на 10-15%, не опасаясь появления разрушительной перекладки. Но их высокая цена вряд ли компенсируется незначительным приростом мощности мотора - 5-8% (сравнительные данные привожу на графике).

Новый жанр

       Потом двигателисты взялись за второй «сомножитель» мощности - обороты коленвала. Они растут при использовании вала-«короткохода» - с небольшим плечом шатуна. Длина пути - сумма расстояний при перемещении поршня за четыре такта - при этом сокращается. Ясно, что за один и тот же отрезок времени поршень такого мотора совершит больше рабочих ходов, чем «единоутробный собрат» с длинноходным валом. Значит, и работу проделает большую - мощность двигателя возрастет. Полезно и то, что размеры мотора уменьшаются - у короткохода меньшие габариты и масса.

Юбка - не прихоть

Пределы изменения мощности длинноходного двигателя за счет установки кованых поршней.

       Поршни же задали конструкторам задачу. Инерционные нагрузки, создаваемые ими на шатунах и шейках вала, в зависимости от скорости перемещения растут в геометрической прогрессии. Простейший способ борьбы с инерцией - снизить вес поршней, сократив их диаметр. Но для сохранения литража мотора придется делать большее количество цилиндров. А это увеличивает стоимость двигателя в несколько раз. Разработчики пошли на рискованный шаг: юбку поршня стали делать «миди» (hю/D=0,6-0,55), а затем и «мини» (hю/D свели к 0,5-0,45). И поршни выдержали нахальное «оголение» (даже литые) - конструкторы воспользовались особенностями гидродинамического эффекта смазки.

       ПОЯСНИМ, что есть длинно- и короткоходный коленвал. Принято следующее деление: длинноходная конструкция - диаметр цилиндра меньше хода поршня; короткоходная - наоборот, диаметр поршня больше, чем длина хода. Пограничное решение - «квадратная» конструкция: диаметр равен ходу поршня. Большинство современных моторов делают именно «квадратными» - они компромиссно сочетают в себе достоинства тяговитого и быстроходного двигателей.

Юбка - не прихоть

Отличие двигателей по признаку «диаметр - ход поршня»:
а - длинноходный; б - «квадратный»; в - короткоходный.

(Стр. 1)
[1] [2]

В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования