Ленивый будет бесконечно вздыхать по поводу того, что его «японец» одряхлел, «макс и малка» маловата, прием не тот... Рукастый же вернет машине мощь воина.
Если скажет : «пшик...»
Обессиливают мотор не только износ деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), но и иные причины: неисправные системы питания,
зажигания, а то и тривиальный нагар во впускных и выпускных каналах. Определить, что именно отобрало мощность двигателя,
поможет динамометрический (беговой) стенд. Если знаете, где есть сервис с этим замечательным устройством, обратитесь туда.
Нет - купите компрессометр ($10-30), подходящий к вашему мотору. Но вначале уточните, какой брать, - свечи у
«японцев» бывают 10-, а также и 14-миллиметровые.
Типовое крепление головки и цилиндров к картеру двигателя: А - рядный мотор;
Б - 1-цилиндровый и 2-цилиндровый V-образный.
Компрессометром замерьте давление сжатия в каждом из цилиндров. Чтобы это проделать, выкрутите свечи, отключите подачу
топлива и систему зажигания (снимите разъем ее датчика или закоротите на массу свечные провода), вкрутите (или вставьте)
наконечник компрессора в колодец клапанной крышки - на место свечи и, открыв газ полностью, раскрутите коленвал стартером.
Замер можно считать законченным, когда стрелка манометра остановится (обычно на это уходит 7-8 с). При нормальном состоянии
ЦПГ прибор покажет 11-12 кг/см2, при «ушатанном» моторе - 8,5-9 кг/см2. Если показания ниже, у двигателя,
дай Бог, наберется половина мощности. Разброс показаний по цилиндрам может быть от «килограмма» и более.
Если так - ремонт ЦПГ неизбежен. Снимайте двигатель с экипажа (последовательность операции изложена в «Мото»
№ 12-2000 «И тут раздался странный стук») и перемещайте его на верстак.
Просто так она не дастся
Дальнейшие советы уместны, если ваш мотор сделан по классической схеме расстановки узлов: цилиндры (или их блок)
укреплены на шпильках или болтах картера (см. рисунок). Существуют двигатели, цилиндры которых составляют одно целое
с картером, разборка их ЦПГ - отдельная тема.
Этапы разборки ЦПГ: А - снимите клапанную крышку, указаны ориентация распредвалов при положении поршня первого
цилиндра в ВМТ (сжатие) и расположение «потайного крепежа» под распредвалами; Б - снимите
головку цилиндров, отделите прокладку от головки, извлеките успокоитель цепи; В - снимите блок цилиндров,
извлеките стопорные кольца поршневого пальца, указанным способом снимите поршневые кольца.
Откройте клапанную крышку и установите поршень первого цилиндра в положение, соответствующее ВМТ такта сжатия.
Запомните расположение меток ГРМ и снимайте распредвалы (подробнее см. «Мото» № 2-03), предварительно
убрав с мотора натяжитель. Это касается рядных моторов. На V-образных и 1-цилиндровых двигателях вынимать валы не
нужно, если клапанный механизм не препятствует доступу к креплению головки, а цепь расположена сбоку от цилиндров.
В этом случае достаточно снять звездочки с валов.
У «японцев» масло к ГРМ обычно подводится отдельной магистралью. Не забудьте ее снять - иначе сомнете
или порвете эту трубку, отчего убыток составит $50.
Прокладка головки цилиндра пригодна к повторной
установке, если нет трещин и прогаров
в зонах уплотнения цилиндров (красные линии).
Непосредственно перед демонтажем «головы» убедитесь, что собираетесь откручивать именно ее крепеж.
Встречаются конструкции в виде многослойного сандвича: площадка постелей распредвала соединена с блоком камер
сгорания, который, собственно, крепится к цилиндрам. Крепеж может быть замаскирован. Будьте внимательны: не
раскручивайте то, что не надо!
Убедитесь, что открутили все гайки и болты. Откручивайте крепеж головки по схеме крест-накрест и от краев - к
центру клапанного механизма. Головку снимайте аккуратно, чтобы не повредить лежащую под ней прокладку. Так же
нежно обращайтесь и с блоком цилиндров - от рывка можно повредить уплотнитель на картере. Пометьте
принадлежность поршней цилиндрам, затем освободите их от шатунов. Для этого длинногубцами выньте из канавок
поршней стопорные кольца. Чтобы они не «усвистели» (кольца - пружинные), придерживайте их рукой.
И перекройте чистой тряпкой доступ кольцам в картер - на всякий случай. Выловить их из глубин будет нелегко.
Вытолкнуть «плавающий» палец из поршня по силам ребенку... если палец не прихватило нагаром.
Все-таки прихватило? Удерживая поршень рукой на весу, палец строньте легким (это важно!) ударом через подходящую
проставку. Теперь ЦПГ ваша.
Проверка размеров поршня: а - место определения зазора
«кольцо-перегородка»; б - место замера диаметра юбки.