Восточная философия неожиданность рассматривает
как путь к просветлению. Но то на Востоке...
Прихват нечаянно нагрянет...
Мы уже писали, что «Волк», переданный Ирбитским мотозаводом для проведения испытаний в редакцию «Мото»,
сподобился пробежать всего 69 кэмэ, и с ним случился «клин». В течение следующего месяца сначала мотоцикл, а позже
его силовой агрегат отдельно от «тела» накрутили еще с сотню верст: «Волка» в редакционной
«Газели» перемещали по институтам и лабораториям, где проходили консилиумы механиков и конструкторов-двигателистов.
Натаскались мы «ураловского» железа досыта! Признаемся, однажды возникло желание тихо его похоронить на каком-нибудь
кладбище металлолома. Но помучились не зря. Помощь специалистов позволила установить причину «клина», а также
оценить каждую деталь двигателя.
Задняя опора распредвала досылалась до места
ударным способом, герметизировалась холодной сваркой;
Гадали - не угадали...
Первая гипотеза о причинах отказа движка - в силовом агрегате некондиционное масло. Извлекли из КП и мотора по дозе жидкости и
отправили пробы на лабораторный анализ. Не угадали: испытания «присвоили» моторному маслу высокую оценку: класс качества
по API - не ниже SG. Такое масло в состоянии обслуживать даже форсированный мотор. Вписалась в требуемые параметры и трансмиссионная
смазка.
Переместили «Волка» в сервисный центр на «вскрытие». Здесь экспертом выступил Денис Новиков, он же
Магистр. Молод, экспансивен, заядлый «волчатник» - через его руки прошла почти вся «волчья стая»
московского региона. И сам с 1999 г. владеет «Волком». Еще до «расчленения» Денис предполагал, что
«клин» - следствие разрушения механизма КП. По словам механика, пара знакомых ему «Волков» рухнула
из-за той же неприятности.
«Заплата» из смолы в кожухе сцепления;
Однако силовой агрегат опроверг предположение Магистра: коробка, стоило ее отделить от мотора, обрела свободу вращения валов и
криминальных шумов шестернями не издавала. Движемся дальше - сняли головки цилиндров и осмотрели цилиндро-поршневую группу. И
здесь нет следов «диверсии»: детали, как и положено, выглядят новыми, следов тепловых задиров, а тем паче прихватов нет.
Удаляем двигатель из мотоцикла, демонтируем и осматриваем узел сцепления. И оно невиновно: диски прочно закреплены в маховике.
Венчик и опорная плита маховика за картер не цепляются - значит, и они остановить мотор не могли.
Стандартный способ фиксации крышки сальника;
К моменту, когда двигатель был лишен практически всего - поддона, механизма газораспределения и маслонасоса, - «диверсант»,
наконец, был обнаружен. Им оказался коленвал. Оставшись в блоке в одиночку, он наотрез отказывался вращаться. Спрессовали с его задней
опоры крышку с подшипником и, наконец, вал соизволил нехотя повернуться. Его цапфа торчала вбок, да так, словно вал стал поперек
мотора. По словам механика, со смещением осей кривошипа 750-кубового мотора ему сталкиваться не доводилось. Уж чем славен вал
двигателя этого объема, так монолитностью конструкции.
«Продвинутый» способ крепления крышки сальника;
Бывало, рвало поршни, ломало шатуны, но даже от таких ударов пальцы кривошипа не смещались. К оценке состояния деталей мотора
привлекли еще одного практика - Николая Мелехина. Он старейшина механиков-оппозитчиков, за плечами двадцать лет контактов с
ирбитскими машинами. В 1997-1998 годах принимал участие в разработке компоновки «Волка». Николай связывал остановку
мотора с перегревом и прихватом поршней. Не угадал.
Слой смолы в кривошипной камере;
Указал механик и на ряд менее криминальных, но все-таки значимых недостатков, обосновавшихся в двигателе. Мелкие риски в
цилиндрах, идущие в крест «хону»: похоже, моторчик собирался грязноватым, с песочком. Неаккуратно смонтирована задняя
опора распредвала и несколько забоев на опоре заднего подшипника. Установке этих деталей явно сопутствовала забойная технология
(кувалдой, зубилом и сами знаете какой матерью). Маслонасос где-то контактировал с водой - его шестерни заметно поржавели.
Грохнули о пол?
Извлекая перекошенный вал из туннельного картера, механики попарились. Узел засел в «горле» мотора как хорошо вбитый
кол. Мало того, под ним прятался еще один сюрпризец: картерная полость кривошипа оказалась местами «укрепленной»
эпоксидным клеем. Что скрывает под собой этот композит? Гадать нечего - трещины. Доказательство низкого качества литья блока - еще
пара следов заделки дыр, но уже сваркой. В Ирбите разучились грамотно лить металл? Пьяные до умиления грузчики роняли блок на пол?
Ну, не с помойки же его принесли! Замеченный чуть позже кусок облоя в маслосливном отверстии блока уже не впечатлил - на все
сюрпризы реагировать по-восточному никаких нервов не хватит и просветление тоже не наступит. Спокойно отнеслись и к странному
способу крепления крышки сальника распредвала: вместо болтов с потайными головками насверлены другие отверстия, из которых
шипами торчат шляпки крепежа.