Казалось бы, что сложного? Поворачивать учимся с детства, еще катаясь на велосипеде, а позже - тренируясь в "фигурке"
перед сдачей на "права". Однако на поворотах чаще всего происходят падения. Значит, секрет быстрой и безопасной езды
именно в умении технично их проходить. Но не существует универсальных рецептов, как это делать лучше всего. Каждый вид
мотоспорта - кольцевые, гаревые, ледовые гонки, кросс, триал и другие - породил и свою технику езды в поворотах. Общим, пожалуй,
является только один совет: затормозить до входа в поворот. Ему, безусловно, нужно следовать где бы и на чем бы вы не
передвигались: на скутере, чоппере, спортбайке или эндуро.
В мотоспорте главный критерий техничности езды в поворотах (оговоримся - кроме триала) - их прохождение с возможно большей
скоростью. В неспортивной езде цель иная - пройти поворот уверенно, как говорится, "с запасом". Но для того чтобы
почувствовать, сколь велик "запас", нужно иметь представление о том, что определяет предельную скорость. Немного теории...
Ликбез для гонщиков
Что происходит на вираже? Мотоциклист наклоняется в сторону поворота и движением руля искривляет траекторию. Сила веса его и
мотоцикла старается опрокинуть их внутрь поворота. Так бы и произошло, если бы не действовала в противоположную сторону другая
сила - центробежная. Задача мотоциклиста - создать своими действиями динамическое равновесие этих сил, двигаясь при этом по
желаемой траектории, удерживая оптимальную скорость. Лимитирует предельную скорость сцепление покрышек с дорогой или грунтом.
Как только центробежная сила (она зависит от радиуса поворота и скорости) превысит силу сцепления шин с землей, мотоцикл с
водителем, говоря по-научному, уйдет на больший радиус и потеряет устойчивость. А если попросту, то грохнется.
Конечно, если водитель - ас, он продемонстрирует поворот с управляемым заносом. Но об этом чуть позже. А сейчас рассмотрим
составляющие техники прохождения поворотов.
При входе в поворот необходимо мысленно наметить траекторию движения - плавную, с максимальным радиусом. Если вы едете по дороге
общего пользования, следует учитывать требования ПДД и соображения безопасности. Выбранная передача и положение ручки
"газа" должны соответствовать скорости и коэффициенту сцепления шин с дорогой, а распределение веса водителя на
мотоцикле - избранному приему прохождения поворота и покрытию.
Сильный наклон мотоцикла обеспечивает быстрый поворот по минимальному радиусу.
Выбирай "парту"
Если собрались проехать с заносом, сместитесь вперед, на скользком грунте расположитесь в середине мотоцикла, а на песчаной
или заснеженной трассе лучше сместиться назад. Здесь нужно оговориться: все тренировки поворотов с заносом колес и возможными
падениями следует проводить только на мотоциклах типа эндуро или кроссовых. Шоссейники, чопперы или классики для этого не
подходят. Наши "Совы" и "Ижи", а также "Мински", "Явы" и "ЧЗ" лишь с
некоторой натяжкой могут подойти для выработки навыков. В самую последнюю очередь (если ничего другого вовсе нет под рукой)
воспользуйтесь "оппозитами"-одиночками.
Серьезнее всего отнеситесь к тернировкам поворотов на спортбайках. Лучше обратиться в специальные школы (такие уже существуют
и в России). В любом случае, нужна фирменная экипировка, снижающая вероятность травм, и подготовленная площадка (трасса) с
соответствующим покрытием и закрытая от постороннего транспорта.
Берегите ноги
Вход в поворот обычно сопровождается некоторым замедлением мотоцикла. Но не за счет действия тормозов - научитесь прикрывать
ручку "газа" и, таким образом, тормозить двигателем. Вторая часть поворота, как правило, проходит с наращиванием
скорости. Следует учитывать, что если мотоцикл в повороте к моменту прибавления "газа" находился на грани сцепления
покрышек с дорогой, то ускорение может привести к скольжению резины по полотну. Если крутящий момент будет нарастать плавно,
первым из-под вас "уйдет" переднее колесо, а если резко - заднее. Последний прием используют при прохождении поворота
в "гаревом" стиле, "ломая" мотоцикл резким прибавлением "газа".
"Разгрузка" переднего колеса ведет к увеличению траектории следования и снижению точности ведения машины. При
правильном распределении вашего веса на мотоцикле при срыве колес в юз скользить они должны оба одновременно. Важную роль, с
точки зрения распределения веса, играет снятая с подножки нога: она при повороте скорее балансир, чем точка опоры. Спортсмен,
вывешивая ногу вперед, контролирует только касание земли в случае, если колесо, заднее или переднее, резко сорвется в юз. При
этом водитель тут же убавит "газ" и восстановит равновесие. Поэтому ошибочен способ, когда ногу выставляют в сторону
и она скользит по земле на протяжении всего поворота. Прежде всего, это опасно: ведь ею можно зацепиться за неровности. На
асфальте же такая тактика просто бессмысленна - на скорости вы мотоцикл на ноге все равно не удержите, а вот травме, скорее
всего, быть.