Веспа PX. Верхом на парабеллуме.
Это новая модель «Вятки»? - спросил престарелый бюрократ в толстых очках, высунувшись в окно служебной
«Волги». Красный свет уже догорал, трепаться было некогда (да и неохота). Так, газ до отказа, первая, сцепление
бросаем порезче... Старт! Задрав переднее колесо, «новая «Вятка», то бишь «Веспа РХ», рванула с
места. Старому дядьке оставалось лишь чихать от брызг, вылетавших из-под аппарата. На улице шел дождь и наряд милиции...
И правда, на иномарку скутер никак не похож. Обводы, выдержанные в стиле 70-х, черный брусок седла, выступающие наружу - как у
«копейки»! - стекляшки поворотников... Не вызывала особых ассоциаций с «закордонной» техникой и конструкция
машины. Барабанные тормоза, ручная КПП, составные обода колес... Раритет-с!
Не менее экзотичной оказалась машина и вблизи. Огромный вентилятор охлаждения, толстенный трос заднего тормоза, сетчатый (!)
воздухофильтр... Видит Бог, конструкторы здесь руководствовались «правилом оружейника»: минимум деталей, а те, что
остались - максимальных размеров.
Это кто тут сказал, что своих денег ($2700) «Пи-Икс» не стоит? Да, своей мордой машинка не похожа на инопланетных
гуманоидов. Зато какой шарм исходит от округлого капота, смахивающего на обтекатели шасси бомбардировщиков 30-х годов! Классика,
что ни говори! Скажу более: есть мотоциклы, есть скутера, есть ATV... И есть «Веспа РХ». Сравнивать с которой нечего
с начала 70-х, когда почила в бозе «Ламбретта».
Но поначалу мне было не до шарма и не до культовости. Первую тысячу километров (период обкатки) пришлось приноравливаться к
непривычному переключению передач левой рукояткой - как у старых мопедов. Но скоростей здесь не две, а четыре, и ход рукоятки
намного короче, так что воткнуть вместо третьей вторую или четвертую «удавалось» довольно-таки часто. Утешало лишь
то, что коробка здесь, благодаря огромным шестерням, сверхвыносливая.
А как ныла рука первое время! Не то чтобы привод переключения очень уж тугой (по сравнению с «Вятками» - просто
пушинка!), но усилий требовалось немало. «Ну как, накачал запястье? - то и дело едко спрашивал меня один заядлый
«весповод». - Ничего, пара недель - и обвыкнешься».
...Одометр отсчитывал третью сотню километров, когда «Веспа» прямо посреди дороги отказалась ехать. «Ну все,
пинцет! - промелькнуло в голове. - Теперь жди запчастей, месячишко придется ходить пешком». Наутро, на гарантийной СТО, мы
с механером принялись за поиск дефекта. Все оказалось просто до безобразия: на заводе поленились плотно забить конусный шплинт
в штоке переключения, и он вылетел от вибраций. На разборку узла, установку шплинта на место и сборку ушла пара часов. Заодно
отрегулировали тросики (их два) КПП, и скорости стали легко переключаться. Впоследствии стало ясно, что эта неприятность оказалась
единственной. Что ж, для того и гарантия, чтобы выловить всех «блох». Тем более что разгильдяйство итальянцев давно
вошло в легенду...
А дальше все покатилось как по маслу. С каждым днем (а гонял я аппарат, как собака шапку) «Веспа» раскрывала все новые
и новые свои достоинства. Так, длинноходная по скутерным меркам подвеска глотала практически любые колдобины на мостовой. Благодаря
выдающейся ширине капота мои штаны оставались сухими и чистыми даже в проливной дождь (это вам не «скутерматик»!).
Цанговое (а не на резьбе, как у остальных) крепление зеркал оказалось очень удобным в регулировке. А это - не последнее качество в
московских пробках, где постоянно соприкасаешься зеркалами (особенно правым) с выступающими железяками четырехколесных колымаг. Еще
один плюс в заторах - живучесть стального монокока. Не раз и не два приходилось тереться о кузова совкомобилей (за рулем именно
этих самоходов больше всего раззяв), откатившихся на подъеме в пробке. И все ограничивалось царапинами, в то время как
автомобилистам везло куда меньше...
Не подумайте, что я дорожный хулиган. Просто тащиться в заторе «на хвосте» у авто - выше моего терпения. И вообще,
зачем седлать табуретку, если не устраивать слалом по пробкам? Увы, за агрессивный пилотаж приходится расплачиваться расходом
топлива: 3,6-3,8 л/100 км. Сравните с 2,4-2,6 л/100 км в сверхспокойном режиме, который соблюдал при обкатке. Добавляло расходов
и дорогущее синтетическое масло. Столь странный, на первый взгляд, выбор смазки (моторчик-то не слишком форсированный) объясняется
просто. Большую часть времени ручка газа - полностью открытая (ненавижу ездить медленно!), и смазывающие свойства
«минералки» явно недостаточны при столь варварской эксплуатации. А тут я был спокоен за мотор, даже тогда, когда
опаздывал на вечеринку и был вынужден выкручивать газ, стартуя с перекрестков на заднем колесе. Впрочем, в следующем сезоне
намерен перейти на полусинтетику: судя по опыту итальянских «братьев по оружию», она вполне удовлетворяет капризы
«Веспы».
Кстати, о «козлении». Однажды (где-то на пятой тысяче пробега) я обнаружил, что передок можно пустить по воздуху даже
на третьей передаче (всего их четыре). Сюрприз был еще тот. А еще говорят, что тачку полностью «раскусываешь» через
1500 км! Теперь о недостатках. Самый серьезный - откровенно паршивая резина. Слишком податливая в поворотах, она здорово
ограничивала скоростные возможности аппарата на извилистой трассе. В то же время универсальный рисунок протектора однажды помог
мне уцелеть, когда пришлось, уворачиваясь от резко затормозившего урода (иначе не скажешь!), уходить на раскисшую обочину...
Недостаточны и барабанные тормоза, несмотря на их внушительный диаметр (150 мм!). Зато долговечны: за 8 тысяч километров пробега
износ колодок незаметен. В отличие от задней покрышки, стершейся «в ноль» и замененной на «Метцелер МЕ1».
Хочется также, чтобы более жестким был передний амортизатор. Но это скорее из разряда причуд, нежели общее требование...
Всего ничего, скажете? Ну, а что вы хотели от машины, сделанной по-человечески, а главное - доведенной «до звона»
в результате полувековой (!) эволюции. Одну только КПП перерабатывали раз двадцать! Результат налицо: совершенство парабеллума
плюс надежность толовой шашки.
Не могу не высказать мысль, что буквально сверлит мозги: что нашим соотечественникам-мототворцам мешало так же, шаг за шагом,
довести до совершенства свои «Восходы» и «ИЖи»! Глядишь, и не хватил бы их продукцию синдром неуловимого
Джо... Что же, буду ездить на «итальянке».
Также см. статью Дети конверсии. Веспа.
Также см. статью VESPA GTS250 I.E. - и пусть говорят.
Источник материала : журнал "МОТО"