Еще недавно никто не удивлялся тому, что трехлетний мотоцикл пробегал 60 тысяч км. Теперь же и 5000 за севом наезжают немногие.
Традиционнее невнимание молодых мотоциклистов к мелочам привело к тому, что смехотворные для «Планеты» 15-25 тысяч км,
пройденные до капитального ремонта двигателя, считаются нормой. Поэтому особенно приятно было прочесть письмо из Воронежа от
Александра Щербака. Его отношение к технике и ее обслуживанию можно считать похвальными. Прислушайтесь к его советам - они
действительно толковые.
Именно благодаря систематическому уходу моя «Планета-5» пробежала за несколько лет более 60 000 километров.
Обкатывал «ИЖ» терпеливо и аккуратно. Только после 2000 км стал держать 80 км/ч, после 3000 - 90. Думаю, что именно
такой режим обкатки в немалой степени способствовал долголетию мотора.
Ориентированные на достижение высокой мощности заводские регулировки существенно отличаются от тех, что обеспечивают гибкую и
экономичную работу двигателя. Так, установленное опережение зажигания 3,3 мм требовало применения бензина АИ-93. Чтобы адаптировать
мотор к А-76, пришлось не только обогащать смесь, но и уменьшить опережение до 2 мм. Так и по сей день.
Обслуживание прерывателя минимально. Если ось молоточка и фильц смазаны, то однажды установленное опережение «сохраняется»
как минимум 15-18 тысяч километров пробега.
Из свечей зажигания предпочитаю А-23 или соответствующие им по калильному числу чешские PAL-N8. После 12-15 тысяч километров свечи
лучше сменить, в противном случае они могут устроить головоломку - будут вызывать перебои при определенных оборотах двигателя.
Катушку зажигания и высоковольтный провод содержу в чистоте. Чтобы не заниматься под дождем поиском пропавшей искры, раз в два
года заменяю на новые высоковольтный провод и свечной колпачок.
Забочусь и о чистоте системы питания. К сожалению, не для всех еще стала очевидной необходимость установки фильтра тонкой очистки
топлива перед карбюратором: ездили же раньше без них! Но тогда через 1,5-2 тысячи км пробега случался засор игольчатого клапана, а
после 7-8 тысяч км нужно было разбирать карбюратор, чтобы прочистить забитый жиклер. Почему-то всегда заниматься этим приходилось
ночью под дождем или по пути на работу. За 10 лет и 90 тысяч км на «ИЖе» с фильтрами ничего подобного не случалось.
Замок цепи неизвестного происхождения разорвался на двенадцатой тысяче километров.
Еще хуже, если жиклер засорен лишь частично и двигатель продолжает работать на обедненной смеси, в условиях повышенной температуры
и дефицита смазки. Но и это еще не все. Карбюратору, как и любому прибору, вредят частые вмешательства в его работу. Их не избежать,
если «настройка» карбюратора зависит от циркуляции мусора в поплавковой камере. Поверьте, экономить на топливном фильтре
ценой в пару бутылок пива - себе дороже.
Воздушный фильтр прост, безотказен, не доставляет владельцу лишних хлопот. Спасибо ижевчанам с мотозавода за их здоровый
консерватизм. Обслуживаю фильтр в начале каждого сезона и еще дополнительно, если довелось поездить по пыльным дорогам. Поддон
заправляю маслом, набивку промываю не в бензине (это сколько ж его потребуется!), а стираю дома горячей водой с порошком. Разъемы
корпуса перед сборкой покрываю консистентной смазкой, затем снаружи для надежности замазываю пластилином. И конечно, время от времени
проверяю через окошечко в левой крышке, не сползает ли патрубок.