Об «ураловском» оппозите говорят: мало мощности и много шума. Меня больше всего донимал именно шум... Был случай, не со
мной... Приехали парни-иностранцы, чтобы отправиться в мотопробег по России, все как один на иномарках. Прогревают мотоциклы, ждут,
когда заведется «Урал» сопровождения. Наконец заработал - и заглушил своим шумом все «буржуйские»
мотоциклы. То был не рокот выхлопа - грохот и лязг издавал двигатель. То-то подивились гости: много чего, говорят, видели-слышали в
мире, но чтобы так!..
Виновники этого безобразия - шестерни привода распредвала и генератора. Причина не столько в плохом качестве изготовления самих
шестерен (оно вполне приемлемое), сколько в том, что между ними есть зазоры. Сначала кулачок распредвала через толкатели, штанги
и коромысла сжимает клапанную пружину - при этом нагружена одна сторона зубьев. А когда пройдена вершина кулачка, уже сила
сжатой пружины пытается повернуть распредвал дальше, нагружая при этом другую сторону зубьев. В момент перехода через вершину
кулачка происходит перекладка нагрузки с одной стороны зуба на другую. Этот звон мы и слышим.
В двигателе вместо трех вечно воющих шестерен привода распредвала и генератора установлены звездочки. Привод стал цепным. Воя
больше не будет.
Вот что расположено под цепным приводом: 1 - к передней шейке распредвала масло подается по пластиковой трубке; 2 -
пластина, удерживающая коленвал от осевых перемещений.
От зазоров не избавишься: алюминиевый сплав, из которого отлит картер, нагреваясь при работе двигателя, довольно сильно расширяется,
расстояния между осями коленвала, распредвала и генератора увеличиваются - вот и расширяются зазоры. Если попытаться их уменьшить,
то на холодном двигателе шестерни упрутся зубьями друг в друга - тогда и до поломки недалеко. Единственное, что можно сделать, -
попытаться уменьшить шум регулировкой положения генератора. Но особых результатов не ждите.
Сделать привод распредвала ремнем, как у двигателей ВАЗ-2108? Это вообще бесшумный вариант, однако объем переделок напугал, и я от
него отказался сразу. Да и где взять ремень подходящей длины! А если применить цепную передачу (кстати, по этому пути пошли и
конструкторы BMW на своих оппозитах)? Ведь цепь несложно переклепать до нужного размера.
Использовал детали ГРМ и цепь от «Москвича». Сразу - вопрос: где раздобыть звездочку для привода генератора? Нужную
нашел на натяжителе цепи все того же «Москвича». Ко всем звездочкам, чтобы они «сели» на
«ирбитские» валы, приварены переходные втулки. Поскольку расстояния между валами невелики, то и «ветви»
цепи получились короткими, а значит, натяжители и успокоители для нее не нужны.
Эта переделка повлекла довольно серьезные изменения всех узлов двигателя - ведь распредвал теперь вращался в обратную сторону, а от
него зависит не только работа клапанного механизма. Шестерня в его задней части приводит во вращение масляный насос, а на переднем
конце распредвала расположен ротор системы зажигания и привод золотника сапуна. Больше всего возни с переделкой самого распредвала.
Деталь разрезал посередине на токарном станке, а в разрез вставил стальную втулку. Одну пару кулачков повернул относительно другой на
120°, стык проварил аргоновой сваркой. После нагрева деталь, конечно же, «повело», но рихтовать каленую, а значит,
хрупкую деталь молотком не решился - риск сломать ее слишком велик. Поступил хитро: в районе стыка сделал маленькую точку
электросваркой - и деталь тут же немного изогнулась. И так до тех пор, пока биение вала практически исчезло. На первом варианте
мотора высоту кулачка увеличил на 4 мм. В новом двигателе распредвал штатный. Как показал опыт, большие клапаны и коромысла с
измененным соотношением плеч головок от «Волка» (а на двигателе установлены именно они) обеспечивают вполне достаточные
проходные сечения. К тому же, увеличенные кулачки могут работать только с «днепровскими» толкателями. В этом же двигателе
сохранены «ирбитские». Чтобы использовать «старооскольскую» систему зажигания при измененном направлении
вращения ротора, сидящего на распредвале, провода отдатчика поменял местами. Пришлось только подкорректировать угол опережения
зажигания. Для этого на роторе проделал новый пропил под штифт, а в процессе доводки перенес и отверстия под болты крепления пластины
датчика.
Детали ГРМ и сапун : 3 - втулка, в которой
он теперь вращается; 4 - звездочка распредвала.
Привод золотника сапуна тоже отделался минимальными переделками: в самом стакане сделал новый пропил для штифта шестерни распредвала.
Детали ГРМ и сапун : В - новый паз в сапуне
совпадает с прорезью на торце (выделено красным).
Самая ответственная часть работы - модернизация системы смазки. В качестве коренных подшипников в этом моторе использованы подшипники
скольжения (вместо «родных» шариковых), а им недостаточно простого разбрызгивания масла, на котором построена вся
система смазки «Урала» - они требуют стабильного давления масла. У «днепровского» масляного насоса гораздо
большая производительность - его и установил. Но после переделки привода распредвала шестерни насоса стали вращаться в другую сторону,
то есть практически поменялись местами вход и выход. В результате штатный перепускной клапан масляного насоса я удалил, а на его место
перенес маслозаборник. Масло же в двигатель поступает по трубке из отверстия с другой стороны насоса.