Не следует считать всех, кто принимается за тюнинг моторов, нарушителями законов. Да, по требованиям безопасности, в большинстве
стран в 50-кубовых моторах скутеров должна быть предусмотрена возможность их дефорсировать (как мы частенько говорим, -
«задушить»), чтобы в таком виде продавать водителям с упрощенными - «скутерными» правами. Но если ты
взрослый и со «взрослым» удостоверением, никто тебе не запретит вернуть скутеру заложенные в него
«лошадки» - чтобы сполна получить удовольствие от полноценной езды. Ведь мы ездим прежде всего ради этого -
ради удовольствия.
Так что придание машинке большей динамики - не есть нарушение ПДД, а понятное желание обезопасить себя. По аналогии: максимальная
скорость у многих мотоциклов - под (а у многих и за) 200 км/ч (при том, что почти во всех странах установлено ограничение на дорогах
90 км/ч), но это вовсе не ставит мотоциклистов «вне закона».
Коммутатор с бобиной.
Долой ограничители!
Снятие ограничителей с «удушенных» скутеров на большинстве моделей - относительно простая процедура.
Производители «душат» аппараты чаще всего «электронным» образом. Выход - установить новый коммутатор. Только
одна замена коммутатора обычно прибавляет 15-20 км/ч скорости.
Коммутатор с ограничителем максимальных оборотов и тумблером.
Выпускают любопытный коммутатор с выносным тумблером, истинное назначение которого никто не афиширует. В инструкции записано, что
он - «переключатель режимов». Но все прекрасно знают, что эта якобы ни о чем не говорящая информация - для обмана полиции.
А именно: за границей прямо на улице вас могут остановить, установить скутер на передвижной динамометрический стенд, чтобы измерить
его возможности достижения максимальной скорости. Если прибор покажет, что «табуретка» способна развить более 50 км/ч,
владельцу грозит внушительный штраф. Но достаточно незаметно нажать на потайной тумблер - и мотор сразу же станет «вялым»
и «дохлым».
Выпускают много видов коммутаторов, на разные модели (у некоторых коммутатор совмещен с катушкой зажигания). У скутеров
«без хитростей» в системе зажигания нелишне заменить и стандартный блок управления зажиганием CDI на тюнинговый.
Последний выставляет угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя, а значит, с ним двигатель будет лучше
раскручиваться на «верхах». Существуют безумно дорогие коммутаторы - они стоят сотни евро. Но стоят того: с такими
можно самостоятельно программировать режимы работы мотора.
Простейший коммутатор с изменяемым углом опережения зажигания.
Киты - в руки профи
Итальянские фирмы Polini и Malossi предлагают обширный ассортимент китов (от англ. Kit - набор) для двигателя и трансмиссии. Не
заморачивайтесь на споре, чей лучше: цены их очень близки, разница - в нюансах.
Главный недостаток китов в том, что они ориентированы главным образом на европейские модели - Malaguti, Aprilia, Italjet, хотя
кое-какие подойдут для Honda и Suzuki. «Сузучий» мотор очень похож на Franco-Morini, у Malaguti, Aprilia, Italjet и
Derbi тоже много общего. У Yamaha вообще все замечательно: ее моторы идентичны европейским, и все, что устанавливают на японские
машинки, подходит и к европейским.
Установку набора может произвести механик-любитель в условиях необорудованного гаража. Однако профессионал со специнструментами
способен «выжать» из движка гораздо больше - за счет того, что лучше подгонит цилиндр к картеру, увеличит сечение
продувочных каналов в картере, расточит канал под лепестковый клапан.
Кит Polini. Кит Malossi.
Вариатор
В вариаторе, состоящем из двух шкивов и ремня, настраивают прежде всего центробежный узел, расположенный в одной из половин
ведущего шкива. Настройка заключается в подборе грузиков, размещенных в пазах. От их веса зависит величина центробежной силы, с
которой грузики воздействуют на половину шкива, - сдвигая его, а значит, и изменяя передаточное отношение трансмиссии. Чем грузики
тяжелее, тем быстрее уменьшается передаточное отношение при одних и тех же оборотах двигателя. И наоборот, чем легче грузики, тем
при более высоких оборотах медленнее будет изменяться передаточное отношение.
При подборе веса грузиков обязательно учитывайте протекание характеристик двигателя, то есть зависимость его мощности и крутящего
момента от оборотов. Например, если двигатель демонстрирует хорошую тягу «на низах» (то есть, на малых оборотах), то
грузики можно установить потяжелее: они быстрее будут сводить шкивы, а значит, уменьшать передаточное отношение и увеличивать
скорость. И наоборот, форсированный двигатель, у которого в характеристике ярко выраженный пик мощности приходится «на верха»,
а невысокая мощность на малых и средних оборотах, для повышения динамики старта требует более легкие грузики. Если на двигатель
установить тяжелые грузики, они сведут шкивы в тот момент, когда обороты двигателя малы, а значит, и выдаваемой им мощности будет
недостаточно, чтобы «нормально» трогаться: ни о каком динамичном разгоне тут и речи быть не может.
Замена роликов вариатора - самый быстрый способ перенастройки вариатора.
Если вы не видите смысла проводить кардинальный тюнинг, совсем необязательно менять вариатор - в большинстве случаев достаточно
заменить грузики. Сделать это просто и быстро, как описано в «Мото», № 4-2005. Для более же искушенных скутеристов
понадобится специальный - «рейсинговый» вариатор, с ним обеспечивается более тонкое и точное изменение передаточного
отношения. Существует и полный набор для трансмиссии: он включает в себя вариатор, ремень, наборы грузиков и пружин центробежного
сцепления.
После замены грузиков рекомендуется установить и другую пружину ведомого шкива. В китах она обычно идет в комплекте с вариатором,
ремнем и грузиками. Но может продаваться и отдельно. Ее следует подбирать по цветовой маркировке - зеленая, красная, желтая, белая.
Последняя считается самой «зверской», она для самого мощного мотора. В каталогах все эти подсказки существуют. На
практике замена грузиков не всегда требует замены пружины.
Кевларовый ремень.
Если ремень устал
Его меняют на тюнинговый, если штатный не справляется с возросшей мощностью двигателя. Признаком «недомогания» служат
рывки, пробуксовка, следы «горелости» на шкивах или вдруг наступившая слишком скорая «кончина» ремня.
У тюнингового ремня вариатора те же размеры, что и у штатного, но выполнен он из более прочных и стойких к перегреву материалов,
например, кевлара. Установлено, что кевларовый ремень служит дольше, а цена его не намного выше штатного.