Как восстановить звездочки на иномарках. «Колхозные» методы ремонта.
текст Андрей Лященко
Износ ведущей звездочки в кроссовой иномарке станет проблемой для тех, кто живет в глубинке - за запчастями в город не наездишься.
Но выход есть.
На кроссовых иномарках класса 250 см3 неплохо зарекомендовали себя ремонтные звездочки с венцом ведущей звездочки «Муравья»
под цепь с «ижевским» шагом (15, 875 мм)*. На токарном станке старую звездочку избавляют от остатков зубьев и стачивают по
радиусу еще на пару миллиметров. У мотороллерной звездочки вырезается внутренняя часть, и оставшийся венец напрессовывается на проточенный
оригинал со шлицами для фиксации на валу коробки передач. Линия сопряжения обеих составляющих будущей детали, жестко зафиксированных
друг с другом, приваривается электросваркой постоянного тока: сперва «прихватите» в нескольких точках, затем окончательно
скрепите небольшими диаметрально противоположными секторами, чтобы деталь не «повело». Необходимо использовать специальные
электроды для сварки конструкционных хромо-никелевых сталей. Мой опыт использования таких
звездочек в мотокроссе на сухих твердых покрытиях, где нагрузки на трансмиссию максимальны, говорит, что они надежны.
Другой совет - владельцам «Кавасаки КХ-60». Для этого «японца» как нельзя лучше подходит «родная»
11-зубая звездочка от «Муравья». Ее шлицевая часть идеально подходит к «КХ-60». Потребуется лишь уменьшить
ширину посадочной шлицевой части детали в соответствии с оригиналом. Хочу обратить внимание на одну вещь. Повышенная хрупкость звездочки
из-за ее «перекала» при заводском изготовлении (культура термообработки у нас известно какая) может вызвать проблему в ходе
эксплуатации: неровен час отломится один или несколько зубьев. Но и тогда есть выход - нужно прибегнуть к низкотемпературному отпуску.
Грейте деталь на обычной бытовой газовой плите, но не докрасна и даже не до посинения, а так, чтобы не менялся цвет, но долго - около
часа. Результат отличный - хрупкость исчезает, а твердость металла уменьшается минимально.
Для тех же, у кого есть возможность фрезеровать и долбить шлицы, можно посоветовать, если изготавливаете звездочки «с нуля»,
делать их из нержавейки. Обрабатывать ее трудно, но результат окупает хлопоты. Хром и никель, содержащиеся в нержавейке, существенно
повышают износостойкость таких звездочек, особенно на грязных, богатых абразивом, трассах.
Такие разные накладки
Очень многие гонщики (каждый по-своему) изготавливают тормозные колодки для кроссовых мотоциклов - выпиливают их из автомобильных.
Процесс этот медленный и трудоемкий, а эффективность тормозов целиком зависит от качества используемых деталей.
Как показала моя собственная практика, есть более разумный, как мне кажется, способ. Фрикционный материал на кладок дисков сцепления
и тормозных колодок приклепывается на «родное» основание колодок (на двух заклепках и одновременно приклеивается
термостойким клеем типа ВК-32-200, ВС-10Т от авторитетного производителя, естественно, под прессом). В этом случае появляется
возможность «подбирать» характер тормозов под те или иные условия гонок.
Так, использование накладок от задних колодок «Жигулей» или «Газели» сделает ход тормозной лапки упругим и
длинным. Торможение заднего колеса в условиях грязной трассы от момента нажатия на педаль до стопорения колеса будет более
прогнозируемым по величине усилия. Или наоборот: более жесткий материал дисков сцепления автомобилей позволит не просто тормозить, а,
как говорят, «бить по тормозам», что особенно важно в гонках на сухих трассах с твердым покрытием. Еще более ценно это
качество, когда спортсмен во время прыжка, работая тормозом, должен наклонить мотоцикл «носом» вниз. В такой ситуации
происходит мгновенное стопорение вращающегося колеса, и момент его инерции максимально полно переходит на мотоцикл (и заставляет его
наклоняться вперед), а тормозные диски и колодки не нагреваются. «
Ремонтная ведущая звездоска: 1 — венец от звездочки-«донора»; 2 — шлицевая часть «оригинала».
* Прим, редакции. Тульский машиностроительный завод не изготовлял мотороллеры с главной передачей с цепью шагом 15,875 мм. Автор имеет в виду продукцию местных умельцев-производителей, распространенную в Ставропольском крае. От себя добавим, что в данном случае можно также использовать венцы от звездочек кроссовых «43».
Также см. статью Жизнь звезды после смерти
Источник материала : журнал "МОТО"