Водить скутер, на первый взгляд, просто. Но и он - средство повышенной опасности, в том числе для водителя, так что о
своеобразии его «характера» новичку лучше узнать заранее.
При резком открытии газа скутер может перевернуться.
Запуск двигателя
Завести мотор скутера не составит труда. От водителя требуется повернуть ключ в положение «ON» - включится зажигание.
Нажмите на любой из рычагов тормозов и затем на кнопку электростартера - двигатель запустится.
Почему инструкции требуют запускать мотор только в положении, когда скутер стоит на центральной подставке? Если он на колесах,
а водитель или стоящий рядом зевака по неосторожности повернет ручку газа, аппарат уедет, в лучшем случае упадет и поцарапает облицовки.
После запуска холодного двигателя не суетитесь, дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу. Это никакой не
ритуал перед дорогой (типа «Присядем, друзья...»), а необходимость: непрогретый мотор работает с
«провалами», вяло реагирует на газ или вообще глохнет. А пока двигатель прогревается, окиньте взглядом приборную
панель - все ли в порядке: достаточно ли бензина в баке, не горит ли красная лампочка уровня масла (у «двухтактни-ков»).
Если горит, масло надо немедленно долить: второго предупреждения не будет - двигатель заклинит.
Неумелое пользование одним передним тормозом чревато кульбитом.
Если мотор не запускается (что случается со старыми скутерами), придется искать и устранять причину. «С толкача» скутер
не заведешь.
Скорость и ручка газа
Научитесь соразмерять угол поворота ручки газа с нарастанием скорости. Поскольку скутеры оснащены автоматической бесступенчатой
трансмиссией, то в них, считайте, одна-единственная передача, а значит, чем выше обороты двигателя, тем выше скорость. Отпустите
ручку газа - и она вернется в исходное положение, соответствующее холостому ходу. Ежели скутер набрал ход и вы сбросите газ, то
он будет долго катиться по инерции.
Торможение
Существует четыре вида торможения: полное - до остановки скутера, рабочее -для незначительного снижения скорости движения,
стояночное - для удержания на уклоне, а также экстренное.
Если резко, сильно надавить на рычат тормоза, может произойти блоки-ровка колеса - оно прекратит вращаться и колесо
«пойдет юзом». Блокировка переднего колеса опасна - падение почти гарантировано. Если блокировка произойдет на малой
скорости, то скорее всего поднимется заднее колесо (эффект «стоппи»), и скутер может перевернуться. «Юз»
заднего колеса при движении по прямой не настолько критичен, по крайней мере, до тех пор, пока колесо не начнет уводить в сторону
(в таких случаях говорят: колесо пошло в занос). Не успеете вовремя отпустить тормоз, свалитесь на асфальт.
На скутерах с вариатором тормозят тремя способами: только передним, только одним задним и одновременно передним и задним. Каким
начинать работать раньше и на какой сильнее нажимать? Желательно тормозить одновременно обоими или с небольшим опережением задним
тормозом.
Оптимальные траектории прохождения различных по конфигурации поворотов.
У многих новичков живет предубеждение к использованию переднего тормоза - боятся перевернуться или упасть. И заблуждаются: при
торможении вес, приходящийся на переднее и заднее колеса, перераспределяется, но на переднее приходится большая его часть. Исходя
из этого следует, что эффективность работы одним передним тормозом примерно на 30% выше, чем только задним. Чтобы не перевернуться,
избегайте резко нажимать на рычаг тормоза. А торможение одним задним оправдано лишь на скользких покрытиях.
Кто-то считает, что задний тормоз вообще не нужен. И это заблуждение, причем опасное. При торможении одним передним тормозом в
повороте и при плохом сцеплении шины с дорогой (например, когда на асфальте немного песка) снос колеса вбок и последующее падение
неминуемо. Поэтому не привыкайте работать только передним.
Одновременное использование обоих тормозов на 20% сокращает тормозной путь. При торможении со скорости 30 км/ч современные скутеры
останавливаются в среднем через 5-7 м.
Не забывайте, что двигателем на скутере не притормозишь. Это означает, что на спусках придется пользоваться тормозами постоянно.
При езде по городу такая особенность затруднений не вызывает, другое дело, на затяжных крутых спусках. Значит, в результате
постоянной длительной работы тормоза могут перегреться.
В поворотах
Очень важное предупреждение: перед входом в поворот следует завершить торможение - это аксиома. Если поворот плавный, то чаще
всего достаточно просто сбросить газ - скутер несколько замедлит ход. Хотя вариатор и не передает тормозящее усилие при закрытом
газе от двигателя к колесу, некоторое сопротивление в трансмиссии все же возникает, плюс сопротивление качению скутера и
аэродинамическое сопротивление будут замедлять его движение.
При входе в поворот мысленно наметьте траекторию движения - плавную кривую с максимальным радиусом. При превышении скорости и,
как следствие, чрезмерном наклоне скутера сцепления шин не хватит для удержания машины -и произойдет падение. Так вот, движение в
повороте на умеренной скорости по максимальному радиусу позволит меньше наклонять корпус, а значит, сила сцепления шин с дорогой
останется достаточно высокой.
Самое распространенное положение корпуса относительно скутера - когда наклон тела равен наклону машины. Другие варианты: когда
наклон корпуса больше или меньше угла наклона скутера.
Первый способ - классический, так ездит большинство скутеристов и мотоциклистов, и уже одно это говорит, что для обычных условий
он подходит лучшим образом.
Наклон тела на угол меньший, чем наклон скутера, позволяет проходить поворот по минимальному радиусу. Способ используется при
быстром маневрировании на малой скорости.