Верхний глушитель на Яве
И. КСЕНОФОНТОВ
Путешествуя по горим на дорожной «Яве», поневоле сталкиваешься с тем, что низко расположенные глушители постоянно
бьются о камни и быстро приобретают вид консервной банки, которую использовали вместо мяча. Это неприятно само по себе, к тому
же существенно мешает, поскольку проходимость мотоцикла с такими глушителями явно недостаточна. На болотах или грязевых участках
мотоцикл также часто застревает, повисая на глушителях и «не докапываясь» задним колесом до твердого грунта.
Фото 1.
Между тем (а точнее — именно поэтому) на все внедорожные мотоциклы, как спортивные, так и обычные, устанавливается выпускная
система, проходящая сверху двигателя под баком и декоративными облицовками. Она состоит, как правило, из трех частей (у двухтактных
моторов): резонансной и соединительной труб и глушащей насадки. Главное преимущество такой системы — увеличение дорожного
просвета, но побочно еще повышается мощность и уменьшается шум.
Такого рода выпускную систему с верхним расположением глушителей можно использовать и на дорожной «Яве». Объем работ
не так уж и велик.
Фото 2.
На своей «Яве-350/634» с двигателем от модели 638 я использовал два спортивных глушителя от кроссового 125-кубового
ЧЗета (фото 1). (Предварительно были опробованы и другие варианты, но последний оказался оптимальным). Не нарушая в целом формы
конусов, я изменил их взаимное расположение, предварительно распилив на части и затем приварив «по месту».
Для соединения с двигателем выточил из стали два коротких патрубка со сферической посадочной частью-(рис. 1). (В принципе, можно
отпилить кусок заводского патрубка, если не жалко. И не забудьте надеть на него накидную гайку, прежде чем начнете сваривать части
глушителя). Самое сложное из того, что пришлось сделать,— это первое от двигателя «хитроизогнутое» колено, где поворот
выхлопных газов осуществляется в двух плоскостях примерно на 270 град. Каждое такое колено сделал из четырех частей, выгнутых вручную
из стального листа толщиной 0,8 мм (фото 2).
Рис. 1.
Чтобы можно было использовать серийный бензобак, пришлось немного подрезать ребра головки цилиндров.
Глушащие элементы изготовил сам, использовав в качестве набивки стеклоткань (рис. 2). Расположил их за задними амортизаторами
вплотную к крылу. Соединительные трубы между резонансной и глушащей частями сделал из тонкостенной (1 мм) трубы, изогнутой в
горячую «по месту». Эти трубы прошли через аккумуляторную полость под сиденьем (ящики с электрооборудованием и
инструментальный остались без изменений) и обогнули вплотную задние амортизаторы. Корпус воздушного фильтра пришлось сделать новым,
используя заводской фильтрующий элемент. С аккумулятором проблем не возникло, так как на этом мотоцикле установлена бесконтактная
электронная система зажигания.
Рис. 2.
Для удобства монтажа глушитель изготовил из двух половин, скрепляемых в месте перехода резонансной части в соединительную трубу.
Конструкция соединения — «сфера на конус» с креплением двумя пружинами — на мой взгляд, оптимальное техническое
решение (рис. 3). К раме глушитель крепится в двух точках через резиновые втулки (фото 2).
Система испытана в двух горных походах и отлично себя зарекомендовала. Расход топлива практически не изменился, улучшилась
тяга «на низах», а уровень шума стал не намного выше, чем у заводского глушителя.
Рис. 3.
Источник материала : журнал "МОТО"