В «бездорожные» условия глубинки, где я живу, идеально «вписывается» только один тип мотоцикла -
эндуро. Отечественных аппаратов этого класса в продаже нет и не предвидется. О покупке японского думать не приходится - слишком дорог.
Можно купить «Ижа», «задрать» переднее крыло, наварить задние амортизаторы и гордиться: «У меня эндуро».
Но таких, с позволения сказать «вездеходов», полным полно. Если уж делать - так делать. Нашел раму и переднее колесо от
«Минска», переднюю вилку и заднее колесо от «Восхода». Собрал, оценил: нет, пока это всего лишь
«скелет».
Треугольное соединение труб под седлом переделал с таким расчетом, чтобы образовалось достаточно места для моноамортизатора.
Опустил середину рамы вниз, а заднюю часть задрал, чтобы, находясь над центром рамы, можно было легко доставать ногами до земли, но
при этом у заднего колеса было бы место для перемещения. Нижнюю часть рамы переварил так, что рама стала полудуплексной, а к низу
рулевой колонки подвел от середины рамы еще одну усиливающую трубу. После всех переделок раму не узнать.
Мысль установить отечественные мотоциклетные амортизаторы отбросил сразу: толку от них никакого. На настоящем эндуро должен быть
установлен моноамортизатор. За основу взял задний амортизатор от ВАЗ-2121 - по длине он подошел идеально. Да и работает - не
сравнить с продукцией мотопрома. Пружину использовал от Honda. Изготовил систему регулировки жесткости. Задний маятник сделал сам -
деталь длиннее штатной на 10 см.
Когда рама и подвеска были готовы, занялся колесами. Заднее 16-дюймовое от «Восхода» с его огромным барабаном портило
весь вид мотоцикла. Я решился на отчаянный шаг: изготовить новую ступицу под дисковый тормоз. Получив у токаря заготовку, выточенную
по моему чертежу, вручную разметил и просверлил отверстия под «минские» спицы. Несмотря на то, что ступица стальная,
колесо полегчало на 1 кг. Окрыленный успехом, проделал то же и со ступицей переднего колеса, но вместо стали использовал
алюминий. Конечно же, колесо получилось еще легче.
Настал час, когда пришлось подумать о дизайне - а ведь я в жизни этим не занимался. Воспользоваться готовыми «минскими»
деталями? Или клеить самому? Рискнул - взялся клеить. «Ваял» детали капотировки из стеклоткани с эпоксидной смолой. И
не пожалел.
Какие могут быть варианты внешности? В нашем городке ничего, кроме отечественной техники, в глаза не видели, единственный источник
информации - журналы и каталоги. Приглянулся мне на картинке один Kawasaki. Сел к компьютеру, сделал чертеж мотоцикла в программе
Autocad - и взялся превращать виртуальную модель в реальный мотоцикл. Изготовил крылья, обтекатели, помучился с бензобаком. Мало
того, что он пустотелый, - в нем ведь еще и горловина, плюс элементы крепежа воздухозаборников, крепеж к раме... Результат
превзошел ожидания: вся облицовка мотоцикла весила 4,5 кг (!) против стандартных 15. Запас прочности вполне достаточный (уже
проверил в аварии).
Задняя часть рамы и маятник переделаны под установку моноамортизатора. Число зубьев ведомой звёздочки увеличено до 54.