Для мокика «Пилот» используется тот же насос, что и для 200-кубовой «Совы». Меньшую цикловую подачу, чем на
мотоцикле, обеспечивают увеличением передаточного отношения понижающего редуктора и меньшим углом поворота сектора насоса вследствие
меньшего хода дросселя.
Изобретатель насоса РС-2 утер нос даже японцам - он значительно упростил процедуру предпускового заполнения корпуса насоса. У тех было
хитроумное устройство, включающее обгонную муфту с маховичком для ручного вращения. Здесь же достаточно перенести на время конец
маслоподводящего шланга на специальный штуцер, и - готово.
Рис. 2. Система смазки с насосом плунжерного типа.
Не все то гусеница, что ползет
Рассказывают, что во время переговоров с одним зарубежным заказчиком о продаже насосов РС-2 вышел казус. Говорили о преимуществах
конструкции перед червячным насосом «Иж-МАМИ». Хотя молодая переводчица бойко тараторила по-английски, было видно, что ее
не понимали. Она пыталась что-то объяснить — тщетно. Наконец, исчерпав свои технические познания, обратилась по-русски:
- Они никак не въедут, что такое гусеничный насос.
- То есть?..
- Вы же сами, блин, все время повторяете о каком-то гусеничном насосе.
Долго смеялись спецы над скудными познаниями девушки не только в технике, но и в биологии. А если серьезно, гениальная простота
червячного насоса, к сожалению, не компенсирует множества его недостатков. Вот только основные:
- подача малых доз масла (порядка 2-4 куб. см/ч) через винтовые канавки нестабильна;
- поскольку насос является «затопленным», то имеется значительный «мертвый» объем масла (до 0,35 л),
не участвующий в смазке мотора;
- затруднено управление насосом при низких температурах из-за возрастающей вязкости масла;
- доступ к насосу и его регулировка без слива масла невозможны;
- первоначальное заполнение системы маслом трудоемко.
Плунжерный насос РС-2, разработанный на ЗиДе, лишен всех этих недостатков. Он обеспечивает высокую точность дозирования и надежность -
благодаря способности прокачивать пузырьки воздуха, содержащиеся в маслах. Поскольку РС-2 является насосом распределительного типа,
он может быть легко переоборудован для смазки двухцилиндрового мотора.
Со следующего года на заводе имени В. А. Дегтярева планируют оснащать такими системами все модели мотоциклов. Испытания уже провели
на «Сове», «Пилоте» и новой модели мини-роллера. Две такие машины участвовали в испытательном пробеге
«Караван-2000» и показали отличные результаты. Подробнее об этом читайте в следующем номере.
Благодарим за помощь в подготовке
материала изобретателя насоса РС-2, инженера
завода им. Дегтярева Станислава СОЛОМОНОВА.