Когда-то в «Мото» прочитал о том, что якобы нельзя растачивать цилиндр «Иж-ПС» под поршень от
«Москвича-412» - гильза станет очень тонкой, а поршень от 4-тактного двигателя в принципе непригоден для 2-тактного
двигателя. Тем не менее, редакция кинула клич: рискнете? Я рискнул, вот только поршень взял от CZ-500, ведь его диаметр тоже 82 мм.
Поршневые пальцы и у «Иж-ПС», и у CZ по диаметру одинаковые - 18 мм. Воспользоваться деталью от CZ, конечно,
правильнее, но подойдет и «ижевский» - он на 1 мм короче. С кольцами сложнее - новые от CZ найти нелегко, да и
недешево. Некоторые устанавливали чугунные «москвичовские» или от ГАЗ-52, прошлифовав их по высоте до нужного размера.
Не поддавайтесь этому соблазну. Большинство подобных экспериментов закончилось неудачей. Есть еще один вариант, которым издавна
пользовались спортсмены - изготовить кольца самостоятельно из стали 40Х(Н).
Предполагаемый результат работы оценивал 50:50, так как журнал обещал «стенку цилиндра не толще консервной банки».
Толщина гильзы в зоне выпускного окна получилась около 3,5 мм. Еще не «жесть», но все-таки тонковата. Поэтому,
чтобы «пули зря не тратить», выбрал из имеющихся в наличии самый изношенный поршень стандартного размера. Убедился в
том, что размеры канавок под поршневые кольца, диаметр отверстия под палец не вышли из разумных пределов. Задиров и трещин на
поверхности поршня тоже не было. На токарном станке восстановил его конусность и овальность. В результате наружный диаметр стал
равен 81,3 мм. После уменьшения диаметра на 0,7 мм об использовании штатных колец не могло быть и речи, и я окончательно склонился
в пользу самодельных. В использовании старого поршня кроме дешевизны есть ещё один плюс. Эти 0,7 мм - задел на будущее,
дополнительный ремонтный размер.
Зона иглы, которую нужно сделать тоньше на 0,05 мм, обозначена красным цветом.
Расточил цилиндр до размера 82,1 (0,08 мм - зазор между поршнем и цилиндром) в специальной оправке - она обжимала участок гильзы,
выходящий за пределы алюминиевой рубашки, иначе тонкие стенки (после обработки их толщина в этом месте составит не более 2 мм)
под давлением резца деформируются и размер «уйдет» в меньшую сторону. Далее нужно уменьшить высоту цилиндра на 5,5 мм
(на эту величину расстояние от оси пальца до днища поршня CZ меньше, чем у «Ижа»), а поршень укоротить на 2 мм (разница
в высоте ниже оси пальца). Подрезать цилиндр снизу на 5,5 мм не стал, хотя «мясо» позволяло. И вот почему: при
увеличении диаметра цилиндра с 76 до 82 мм верхние кромки продувочных окон, выполненные под углом, «опустились»
вниз. Соответственно изменились площадь и высота окон. Определив величину этих изменений, я подрезал рубашку цилиндра снизу всего
лишь на 3,5 мм, а оставшиеся 2 мм снял с верхнего торца гильзы. После такой операции положение продувочных окон осталось практически
прежним, а подпилить нижнюю кромку выпускного окна вниз на 2 мм (до совпадения с верхней кромкой поршня в НМТ) не составило труда.
«Поршень покоится» (фраза из инструкции, к CZ-250) на насыпном игольчатом подшипнике. Чтобы ограничить перемещение игл,
между верхней головкой шатуна и бобышками поршня вставил самодельные втулки, выточенные из пальца от «Урала».
Поршень CZ-500 весит приблизительно на 15% больше ПСовского. Все одноцилиндровые «Ижи» «славятся» изрядной
вибрацией, чтобы не усилить это «достоинство», уменьшил массу поршня. Мой поршень стал значительно легче после подрезки
его юбки на 2 мм, стачивания установочного пояска и, конечно же, после проточки по наружному диаметру.
При монтаже головки на расточенный цилиндр установил под нее две прокладки толщиной 1 мм (конечно, одна 2-миллиметровая была бы
лучше, но подходящего-листа меди не нашлось). Не забудьте: внутренний диаметр прокладок должен быть чуть больше диаметра цилиндра,
иначе поршень в ВМТ может упереться в них.
Вот так следует увеличить вырез дроссельного золотника - на 1 мм (границы обработки помечены красным цветом).
Чтобы мотор увеличенного рабочего объема дышал «полной грудью», нужен другой карбюратор. На замену Mikuni с диффузором
диаметром 32 мм из доступных больше всего подходит 36-миллиметровый кроссовый Jikov. Кстати, в инструкции к «Иж-К16»
(мотор практически такой же, как у «Иж-ПС») пишут, что при установке карбюратора со смесительной камерой 32 мм он
развивает 32 л. с., а с 36-миллиметровой - 36 л. с. (так и напрашивается мысль: а если смесительная камера будет 40 мм или 50? -
шутка). Мотоцикл поехал значительно лучше, но кроссовый карбюратор быстро опустошил бензобак. Расход топлива получился 9-10 л/100км.
Решив, что так жить нельзя, занялся настройкой «прожигателя бензина».
Перво-наперво просверлил отверстие диаметром 1,2 мм из смесительной камеры в переходную систему карбюратора. Это, пожалуй,
единственное, что можно однозначно рекомендовать всем. Все остальные работы индивидуальны для каждого мотора, и, возможно, кому-то
придется применить другие регулировки. Я же их описываю, чтобы было ясно, в каком направлении нужно двигаться. Имея под рукой
карбюраторы Jikov со смесительными камерами 34 и 36 мм, можно делать различные комбинации из корпусов, дроссельных золотников и
дозирующих игл. Мой двигатель потребовал следующих доработок. Чтобы обеднить смесь на переходных режимах, увеличил вырез золотника
со стороны воздушного фильтра на 1 мм. Дозирующая игла из 34-мм карбюратора толще, чем у 36-миллиметрового, на 0,1 мм в
цилиндрической части. Я сошлифовал с неё в этом месте 0,05 мм (шлифовать только эту часть!), получил увеличенную на 0,05 мм
иглу для 36-миллиметрового Jikov. Остановил свой выбор на жиклерах холостого хода 55 и главном 160. После переделок средний расход
бензина Аи-92 с 2,5% масла Valvoline SAE 50 (0,25 л масла на 10 л бензина) составил около 7,5 л/100км. Показалось, что многовато.
Попробовал снова вернуться к Mikuni. Прокатился и понял, ездить с японским карбюратором больше не смогу. С Jikov динамика
несравнимо лучше.