Сразу оговоримся, если вам предлагают подшипник подходящего размера, но без обозначения, а тем более без клейма изготовителя, не
связывайтесь: на 99% это брак, и его можно использовать лишь в колесах садовой тележки. Сделать выбор деталей для японского
мотоцикла бывает непросто. Далеко не всякому японскому подшипнику можно найти европейский аналог (европейских деталей в магазинах
в наличии гораздо больше, а если придётся заказывать, то из Европы их доставят гораздо быстрее). В таких случаях приходится
подшипники дорабатывать: проточить алмазным резцом канавку, снять одну-две десятых (не более). Для грамотного токаря это не
составит труда.
Когда идёте в магазин, нужно знать марку подшипника, в каком узле и какого мотоцикла он установлен. А лучше всего принести
изношенную деталь как образец. Не гонитесь за «фирмой»: в большинстве европейских автомобилей и мотоциклов
используются подшипники SKF, разложенные в упаковки с логотипом изготовителя транспортного средства. Без «лейбла»
они стоят раза в два дешевле, при том же качестве.
На японские мотоциклы часто устанавливают подшипники японской фирмы Коуо. Им также легко найти замену среди ничуть не уступающей
по качеству продукции SKF. Единственная сложность - среди японских деталей почему-то часто встречаются те, что изготовлены в
дюймовых единицах измерения. Тут два выхода: либо точить переходные втулки или подгонять подшипник, либо заказывать то, что вам
нужно, в Японии. Если в узле на валу установлены два подшипника, а износился только один, замене подлежат оба - долговечность
уцелевшего оценить невозможно. Может случиться, что уже вскоре он не только сам развалится, но и угробит соседний.
VBF - обозначение подшипников Волгоградского подшипникового завода (бывшего ГПЗ-23). Детали, которые там выпускают, сравнимы по качеству с зарубежной продукцией.
Установка подшипника
Обычно подшипник плотно сидит и на валу, и в отверстии. Важно, чтобы вращение происходило только между обоймами. Проскальзывание
обойм относительно посадочного места недопустимо! Часто для облегчения сборки туго насаживается только одна из обойм, а другая
закрепляется с торца гайкой или придавливается крышкой.
В конических подшипниках зазор регулируется смещением (обычно - нижней обоймы) по оси. Так же регулируется зазор в радиально-упорных
подшипниках. Он задаётся не изготовителем подшипника, а конструктором узла, ведь в каждом случае условия применения подшипника
могут быть разными. Как правильно собрать такой узел, - об этом можно узнать только в инструкции к мотоциклу.
перечень подшипников, соответствующих их ГОСТу, применяемых в отечественных мотоциклах