Отчаянные парни - создатели этого мотоцикла, коли нарекли его респектабельным французским словечком «Вояж». Согласитесь, в
нашем восприятии оно мыслится как путешествие, доставляющее удовольствие. А последыш - «Вояж-2» - это двойное удовольствие?
Или в квадрате? Или как понимать? Желание испытать наслаждение от долгой езды на отечественном аппарате жило давно, да ни повода не
было, ни мотоцикла. А тут образовалось итои другое. Ирбитский «Уралмото» смело предоставил аппарат как раз в канун рейда
по пустыне «Караван-88», обещавшего самые разнообразные дороги - от бетонки до песчаного безобразия. И мы поехали за
двойным удовольствием.
Перед пыткой песками
Большой и хромированный, он лучше всего смотрится издалека - не так заметны всякие «косяки» и прочие уродливые кронштейны
крепления глушителей, свисающие провода и убогий крепеж, что бросаются в глаза вблизи.
Легким нажатием на кнопку электростартера (долгожданного для семейства «Уралов») двигатель мгновенно запустился. Можно
ехать. Но не быстро - передний тормоз еще не приработался, и его эффективность почти нулевая (спустя несколько сотен километров все
войдет в норму). Первые полторы тысячи километров пробега идеальны для обкатки: ровное шоссе и компания неторопливых
«Уралов» с колясками. Ехали не спеша и в удовольствие - в стиле вояжа. Но и расслабляться нельзя - рулевая колонка не
позволяет. Ее крепление напрочь ослабевает через каждые 300-500 км. Но ничего не поделаешь: отверстия в нижней траверсе сильно
прослаблены и имеют явно не круглую форму. А вот и еще одна причина болтанки: разработчики, видимо, желая максимум упростить
конструкцию, «упразднили» контровочную шайбу гайки рулевой колонки.
Наматывались на спидометр километры бетонки Москва-Волгоград, а я вспоминал предостережения ребят из дорожной лаборатории
«Уралмото». «Чокнуться можно от течей масла», - говорили они с безысходностью. - Во время сборки то под
головкой цилиндра неправильно прокладку поставят, то корпус заднего подшипника забудут «бакелитом» смазать»...
Наш «Вояж» - убедительное подтверждение правоты их опасений. При каждой постановке мотоцикла на боковой упор масло
ручьем вытекало из полости маховика, но гораздо позорнее (да, да - позорнее) то, что стильный оппозит дымил из глушителей покруче
замученной автолом «Планеты». За что и был сослан в хвост колонны - дабы не отравлять существование едущим позади. Так
и ехали, помечая маршруты сизым шлейфом удушливой дряни. Вояж...
Но вот завершена асфальтовая часть пробега, на счетчике 1400 км. А впечатление такое, будто мотоцикл вернулся из кругосветного
путешествия. Сильно текут передняя вилка и один из задних амотризаторов. По унаследованной от предшественников традиции обод заднего
колеса покрыт слоем трансмиссионного масла. Видимо, воротниковый сальник для него не преграда. Теперь о хорошем. Порадовал передний
тормоз: почти тысяча километров понадобилась, чтобы все его четыре колодки притерлись к рабочим поверхностям дисков. И седло!
Это мечта дальнобойщика. Будьте уверены: геморрой в пути не заработаете.
В таком промасленно-боевом виде «Вояж-2» съехал с асфальта, чтобы глотнуть воздуха перед недельной пыткой песками.
Надо стараться
И «Вояж» старался. Где-то в полсилы, где-то нехотя, но всегда был впереди колонны. И колонна терпела выхлоп, потому что
ей нужен лидер. Несмотря на генетическую дорожную предрасположенность, мотоцикл, что называется, пер по зыби, как сайгак. Мощность
двигателя позволяет без каких-либо проблем трогаться с места. Кто был в пустыне, тот знает, что песчаное бездорожье требует едва
ли не полной отдачи от силового агрегата, особенно в момент старта. Слегка огорчила коробка передач - разгон в песках оказался
непростой операцией. Стоило двигателю набрать обороты выше средних, как последующее переключение становилось проблематичным. Из-за
этого теряли ход, и все приходилось начинать сначала. Но даже когда смачным ударом пятки левой ноги все-таки удавалось
«врубить» вторую передачу, результат не всегда удовлетворял. Двигатель, заставляющий бешено крутиться колесо на первой
передаче, на второй способен лишь вяло продолжить разгон. Все потому, что слишком «далеки» друг от друга передаточные
отношения.
Уральский «Терминатор»
Помните фильм «Терминатор-2»? Весь изуродованный и искалеченный, главный герой как ни в чем ни бывало продолжает драться
с ртутным монстром и побеждает его. Ассоциация «Вояжа» с добрым непобедимым роботом возникла где-то на четвертый день
наших пустынных странствий. По сравнению с ездой по асфальту нагрузки на двигатель и ходовую часть многократно возросли. Результат
налицо: масло из передней вилки в два ручья стекает на песок. Двигатель и коробка передач «потеют» по всем соединениям.
Под слоем песка, налипшего на замасленный обод заднего колеса, практически не проглядывается хром. А «Вояж» едет - по
фигу ему крово-... извините, маслоточащие раны!
Видит Бог, не жалел я «Вояж». Скорее, наоборот, был предельно безжалостным. Колбасил на нем, как хотел. Чего греха
таить, - было много падений. Массивные защитные дуги лишь расширяли песчаную борозду, и не только в песке, но и на поверхности
солончака. При этом не пострадала ни одна декоративная деталь или орган управления. При падениях водителю оставалось лишь крепко
держаться за руль до полной остановки либо покидать кожаное кресло, но так, чтобы (это совет на будущее) не повредить причинное
место о высокие рога.
Под занавес пустынной вылазки появились первые признаки накопившейся усталости. Не у мотоцикла - у седоков. Обессилив от
борьбы с вязкой сушью, многие поехали параллельно дороге - по целине. Здесь грунт потверже, но вот беда - кочки досаждают.
Количество их на погонный метр пути настолько велико, что ехать можно только стоя на подножках. Поступил так и я. Долго ли ехал,
коротко ли - не помню. Но чувствую - ноги соскальзывают! С чего бы это? Оказывается, подножки прогнулись вниз! Тут и вырвалось
словцо, которое в переводе означает: господа хорошие, разве можно так делать, чтобы подножки прогибались?
Больше всего недоразумений возникло с техническими новшествами. В нашем случае - с тормозами. Передний двухдисковый сначала просто не
работал - «притирка» продолжалась на протяжении более 300 километров. Зато потом его заклинило из-за высокой температуры
воздуха и отсутствия свободного хода рычага на руле.
Загадкой остался и дисковый тормоз заднего колеса. В принципе, он достаточно эффективен. Но вот беда - иногда он словно исчезал,
испарялся. Почему, куда - не понятно. И так же неожиданно вновь появлялся. Еще одной конструкторской «удачей» можно
считать тормозной диск, расположенный достаточно далеко от воротникового сальника «моста». Все масло теперь летит прямо
на колесо.
Спору нет, электрозапуск двигателя - это замечательно. Особенно на такой представительной машине. Конструкция его на «Вояже»
по-автомобильному проста. Но не обошлось без недоразумений. Стартер украинского производства, мягко говоря, не отличается надежностью.
За время пробега бендикс заедало несколько раз.
А отсутствие блокировки электрозапуска при включенной передаче - обязательного элемента во всех импортных мотоциклах - привело к
комической ситуации. Во время конкурса на самые громкие звуковые сигналы (во время рейда мы развлекали себя и такой смешной ерундой)
я по ошибке нажал не на ту кнопку. «Вояж», стоявший на боковом упоре, прыгнул на полметра вперед и, падая на бок, завалил
пару мопедов. Счастье, что это случилось в пустыне, а не на городской улице, где запросто можно оказаться бок о бок с дорогой иномаркой.
Ведь не так уж сложно сделать соответствующую блокировку. Или это невыполнимая техническая задача?
Никто не ожидал, что в мгновение ока «Вояж-2» станет абсолютно надежным. Но то, что подвески «вытекают» на
ровном асфальте при пробеге 1000 километров, - это из ряда вон. А неотрегулированные на заводе тормоза и клапаны? Из-за того, что пробка
на бензобаке негерметична, правая штанина джинсов всегда была в бензине. Направляющие трубы вилки покрывают твердым хромом, а они
после дождя ржавеют... Словом, всю картину портят мелочи. Другое дело, мы их часто не замечаем и не придаем им большого значения -
привыкли. Почему такой полуфабрикат за $1400 подсовывают покупателю? Только в стране непуганных патриотов все это можно «съесть
и облизнуться». Но ведь страна у нас уже другая.
Однако это один «лик» «Вояжа-2». Есть и другой. Мотоцикл в продолжении всего пути оставался лидером каравана,
как говорится, ни разу не чихнул. Всегда охотно заводился, легко переваривал 76-й бензин. А когда понадобилось, взял на буксир
груженый «Урал» с ведущей коляской и протащил его по самым сложным участкам пути. Потому совершенно ответственно можно
сказать, что получился классный российский мотоцикл. Мелкие огрехи - дело устранимое. Правда, отцы-создатели из Ирбита?