Тест масел. Чье масло масленнее?
Сергей РЫБАКОВ
Вопрос вопросов для всея мотоциклистов - какое масло заливать? Еще больше он обострился в последнее время: десятки сортов смазочных
материалов заполонили прилавки магазинов. Свобода выбора - папка о двух концах: в вас вселяется сомнение, что подойдет лучше всего
для любимого аппарата, не прогадать бы. А тут еще реклама, способная кого угодно ввести в заблуждение. Вот мы и решили помочь
читателю во всем этом разобраться. Собрали образцы наиболее популярных производителей и провели цикл лабораторных испытаний. Начали
с масел для двухтактных двигателей.
Разберемся вначале, чем "двухтактные" масла принципиально отличаются от "четырехтактных". Требования к последним
жестче, ведь в четырехтактном двигателе масло "работает" несколько тысяч километров. Множество присадок в нем рассчитано
на длительный срок службы, а потому они совершенно бесполезны в "двухтактнике". Мало того, даже вредны: не сгорая
полностью, присадки оставляют в моторе трудноудалимые отложения. В двухтактном двигателе масло, сгорая вместе с бензином, фактически
вылетает в трубу, и требования к его смазывающим свойствам не столь жесткие. Поэтому любое «четырехтактное» масло может
заменить «двухтактное», но не наоборот.
Главные же требования к "двухтактному" маслу - его полное и бездымное сгорание, во-первых, и свойство равномерно растворяться
в бензине, во-вторых. Последнее особенно важно для категории масел "self mix" (самосмешивающихся), предназначенных для
систем раздельной смазки (если же на упаковке надпись "pre mix", значит, масло надо мешать с бензином).
До недавнего времени по всей стране мотоциклисты использовали в двухтактных моторах М8В1 или М10Г2к (так называемое
"камазовское"), но мечтали достать авиационное МС-20. Мы решили и их испытать - вне зачета. А "конкурсные" -
целый ряд импортных: "Ликви Моли" (Liqui Moly), "Шелл" (Shell), "Эссо" (Esso), "Тексако" (Texaco),
"Моторекс" (Motorex), "Айпоун" (Ipone), "Кастрол" (Castrol), "Вальволин" (Valvoline),
"Мотюль" (Motul), почти от всех фирм-производителей по два вида, а также отечественное масло для двухтактных двигателей МГД-14М.
Для того чтобы оценить качество содержания упаковок с пестрыми этикетками, обратились в лабораторию АО "ЗиЛ", где
доверили образцы масел специалистам. Чтобы избежать пристрастий и предвзятостей, разлили их по бутылкам без указания происхождения
содержимого и пометили только ни о чем не говерящими номерами.
Испытания смазывающих свойств показали ошеломляющие результаты. Оказалось, что у многих зарубежных "двухтактных" эти свойства
не лучше, чем у отечественных "четырехтактных" М8В1 и М10Г2к (вспомните, что мы говорили в самом начале о преимуществах
«четырехтактных»). При этом разница между полусинтетическими и синтетическими крайне мала. И еще одно открытие: старое
доброе авиационное МС-20 - предел мечтаний многих — уступает почти всем. Неудивительно, ведь в нем нет ни одной присадки. Вывод: на
отечественных "четырехтактных" маслах ездить можно безбоязненно. Но учтите, что, залив их в бак, придется мириться с
повышенным нагарообразованием и чрезмерной дымностью. И регулярно чистить нагар в двигателе, иначе есть риск загубить его.
А теперь приготовьтесь - вас ожидает шок. Провоцирует его "гадкий утенок" - МГД-14М. Эта отечественная "минералка"
по антизадирным свойствам уступает только синтетическому "Айпоун Samourai", но вместе с тем превосходит его, как и все
остальные, по противоизносным свойствам! Отсюда вывод: не все то золото, что заграничное, не все дрянь, что наше. МГД-14М вполне
способно заменить импортные масла даже на форсированных "двухтактниках".
Для наглядности мы решили преобразовать абсолютные величины трех важнейших параметров - критической нагрузки (характеризующей
смазывающие свойства), диаметра пятна износа (противоизносные свойства) и температуры вспышки (показывающей способность масла
воспламеняться) - в баллы. Худшие показатели оценили единичкой, лучшие - десяткой. Честно говоря, с температурой вспышки не все
однозначно: многие снижают ее специально, чтобы "вписаться" в жесткие экологические требования. Но у нас не Европа -
дымность выхлопа не нормируется. И ладно: мотоциклов в стране пока несравнимо меньше, чем автомобилей. Поэтому для оценки температуры
вспышки ввели коэффициент значимости - 0,8. Кстати, величина критической нагрузки важна для двигателей, работающих в экстремальных
режимах, т. е. для имеющих отношение к спорту, а диаметр пятна износа — для обычных дорожных байков.
Возьмите на заметку: продолжительность жизни вашего двигателя зависит не только от достоинств масла, но и в несравнимо большей
степени - от концентрации его в бензине. Мотор - что каша: маслом не испортишь. Не экономьте, при регулярной эксплуатации мотоциклов в
дорожных условиях не разбавляйте масло в бензине жиже, чем 1:50. Поверьте, лучше лишний раз нагар почистить.