"В самом деле, - возразит кто-то, - зачем паять оборванный тросик, ведь проще купить новый? Тем более, что вещь эта нынче
недефицитная и стоит недорого". "Да, - согласимся мы, - если магазин с тросиками находится за углом". Если же чуть
дальше, то времени на поход туда вы затратите больше, чем на ремонт старого троса, - настолько просто и быстро это делается.
Есть и другая причина, способная подвигнуть байкера взяться за паяльник. Всякий, кто пробовал установить на свой мотоцикл
"рогатый" руль, сталкивался с тем, что стандартные тросы управления, как правило, оказываются коротки. Выход из ситуации -
применить длинные тросики от тульских мотороллеров, но и их зачастую приходится укорачивать и дорабатывать по месту. А можно
изготовить полностью самодельный трос, используя оболочки и наконечники от двух старых, и при этом сделать его сразу такой длины,
какая требуется.
Но чтобы процесс действительно занял считанные минуты, нужно знать нехитрые правила, о которых мы и постараемся рассказать. Из
инструмента потребуется, конечно же, паяльник, притом не любой, а мощностью не менее 100 Вт. А поскольку паять мы собираемся сталь, то
делать это нужно с кислотным флюсом. То есть необходима паяльная кислота: профессионалы добавляют термин "травленая". Ее
несложно получить в домашних условиях. Для этого надо в обычную соляную кислоту бросить несколько кусочков цинка, взятого, например, из
старой батарейки. Когда процесс выделения газа прекратится, слейте полученную жидкость - и у вас в руках та самая "травленая
паяльная кислота".
Теперь приступим.
Фото 1. Самый простой случай: оборвался наконечник. Неисправность очень характерная для "днепровских" тросов, где бобышка
выполнена в виде грубой штамповки из листовой стали, а роль наконечника выполняет проволочка, намотанная на кончик троса и пропаянная
обычным мягким припоем. При обрыве использовать наконечник повторно не удастся по причине отсутствия его как такового. Поэтому
рассмотрим альтернативный вариант (и, кстати, куда более надежный). Для верности предварительно облудите кончик троса с использованием
упомянутого кислотного флюса, затем наденьте на него две гайки М3 (лучше, если они будут латунные: легче паяются. Нo можно и стальные),
оставив выступать 2-3 мм, затем тщательно пропаяйте. Будьте внимательны: перед началом операции не забудьте надеть на трос бобышку!
Фото 2. Зажмите получившийся наконечник в тиски и небольшим молотком аккуратно расклепайте выступающий кончик троса. Затем снова все
тщательно пропаяйте. Возможно, придется немного поработать надфилем, чтобы новый наконечник легко входил в бобышку и не выступал из нее.
Фото 3. Бывает так, что трос перетирается не у наконечника, а в месте выхода его из оболочки. В этом случае придется изготовить новую
жилу для старой оболочки, используя "родные" бобышки и наконечники. Для начала отпаяйте наконечники с обрывков старого
троса. Если это не получается сделать с помощью паяльника, - выручит паяльная лампа или просто газовая горелка: нагрейте наконечник в
ее пламени до расплавления припоя, а затем быстрым движением плоскогубцев снимите его с троса. Кстати, напаивая наконечник на новый
трос, не забудьте слегка расклепать его выступающий конец, как на фото 2.
Фото 4. Чтобы изготовить новую жилу, потребуется кусок стального троса. Как правило, на отечественных мотоциклах для привода сцепления
применяется трос диаметром 3,5 мм, а "газа" - 2 мм. Они нередко продаются в хозяйственных магазинах и на рынках бухтами по
10 и более метров и бывают двух видов. Первый свит из нескольких более тонких тросиков, а во втором жилки-проволочки сразу свиты в
один толстый трос. Предпочтение следует отдать второму типу, так как он обеспечит более мягкую работу привода.
Но вот нужный кусок троса отмерен и остается его каким-то способом откусить. Не стоит пытаться делать это кусачками или бокорезами -
кончик непременно расплетется и в дальнейшем с ним сложно будет работать. Лучше взять острое зубило и перерубить трос на алюминиевой
или медной плите. Можно воспользоваться пассатижами, как показано на фото. Если же место перекусывания предварительно пропаять, то
результат будет просто превосходным.