Дети конверсии. Веспа.
Лев Шугуров
Мототакси ВП-1 SOT. Скорость - до 50 км/ч.
Но «Вятка», как любой мотороллер, имела свои преимущества перед любым мотоциклом. После поездок обувь и брюки мотоциклиста
оставались чистыми, машина по конструкции своей позволяла ездить на ней и женщинам, удобным было переключение передач вращающейся
левой ручкой на руле, удобной была замена поврежденной камеры в шине ( без неприятной разбортовки покрышки ).
Надо признать, что фара «Вятки» светила слабовато, не всегда надежно работал кикстартер. Но вот тормоза... Тормозной
путь со скорости 30 км/ч до полной остановки составлял у «Вятки» 6,1 метра ( у минского мотоцикла - 6,25 м, у ковровского
- 7,2 м).
Производство мотороллеров «Вятка» ВП-150 быстро росло, и в 1961 году уже была собрана 100-тысячная машина. Нельзя
сказать, что освоение этого изделия шло легко. На первом этапе выпуска, когда еще отсутствовало необходимое оборудование,
крупногабаритные штампованные детали для несущего корпуса поставлял «Южмаш-завод».
Первоначально машины оснащались двигателями мощностью 4,5 л.с., что было недостаточно - во всяком случае, мотоцикл Минского
мотовелозавода с двигателем меньшего рабочего объема ( 125 см3 ) развивал мощность 5,5 л. с. Проведенная в 1959 году модернизация
нашла отражение в возросших мощности и скорости.
В октябре-ноябре 1959 года Московский Политехнический музей организовал представительную выставку «Мотоциклы и мотороллеры».
На ней экспонировались различные модификации трехколесных мотороллеров «Вятка». Силовой агрегат, такой же как на
ВП-150, размещался не сбоку, а посередине. Крутящий момент от него цепью передавался на конический дифференциал, от которого
вращение через полуоси с карданными шарнирами сообщалось двум задним ведущим колесам. Эти колеса имели независимую пружинную
подвеску. Такой трехколесный мотороллер изготовлялся опытными партиями в нескольких разновидностях: МГ-150 с кузовом фургон,
МГ-150П с грузовой платформой и МГ-150С с самосвальным кузовом. Снаряженная масса каждой из них равнялась 300 килограммам, а
грузоподъемность - 250. Наибольшая скорость этих машин - 35 км/ч.
Момент сдачи 100-тысячной машины в Вятских Полянах.
Помимо них была разработана по заказу ВДНХ еще одна конструкция: мототакси ВП-150Т, которое тоже было трехколесным, но на этот раз
два колеса ( они были управляемыми ) размещались впереди. Между ними находилось - двухместное сиденье для экскурсантов. Их ноги
защищали от пыли и брызг поворотные створки ( как дверцы у шкафа ). Таких машин ВПМЗ изготовил полсотни.
Вероятно, под нажимом специалистов серпуховского ЦКБ, где был разработан собственный перспективный мотороллер того же класса, что
и «Вятка», коллектив КБ в Вятских Полянах начал проектирование собственной машины. Она называлась В-150М. И уже в декабре
1965 года была собрана первая партия новых мотороллеров. Весь 1966 год обе модели, старая и новая, выпускались параллельно, а в конце
его машина ВП-150 была снята с производства. Жаль - это неплохая конструкция, если бы имела под собой разумную программу сбыта, могла
бы еще долгое время успешно эксплуатироваться.
Новая модель, которую почему-то предлагали во все районы страны, в том числе и северные, не имела хорошего спроса. Торговая сеть была
ими затоварена, и производство мотороллеров на ВПМЗ пришлось свернуть к концу семидесятых годов. В Италии, напротив, на мотороллеры, в
частности «Веспу», сохранялся устойчивый спрос. Конечно, модель 30-летней давности не нашла бы покупателей, и
«Пьяджо», сохранив исходную концепцию, освоил новую машину. Ее презентация состоялась в ноябре 1987 года, а в торговую
сеть «Веспа-Коза» стала поступать уже с января следующего года. Она сохранила от предшественницы все основные инженерные
решения. Но теперь у нее впуском горючей смеси в цилиндр управляет вращающийся золотник, тормоза получили гидравлический привод,
напряжение в бортовой системе электрооборудования увеличено до 12 вольт. Покупателю предлагаются мотороллеры как с трех-, так и с
четырехступенчатой коробкой передач и двигателями трех разновидностей (по мощности и рабочему объему). Таким образом, «Оса»
продолжает жужжать на дорогах Италии и других стран, причем в более элегантном корпусе, который, однако, по обводам легко узнаваем,
как близкий родственник прежней «Весны».
Современная модель "Веспа-50"