«Нортон Коммандер» — современный мотоцикл и для мототуристов, и для полицейских патрулей.
Новый главный конструктор фирмы — Уолтер Мур - решил заняться прежде всего спортивными моделями. Дорожные «Нортоны» были
превосходны, а вот на гоночных трассах их преимущества были не столь убедительны. Мур сделал ставку на двигатели с верхним
расположением распределительного вала. Алек Беннет на «Нортоне» с таким двигателем выиграл «Турист Трофи»
1927 года, и с тех пор началась золотая эра в истории фирмы. Всего на гоночных мотоциклах фирмы до второй мировой войны было завоевано
18 побед на трассе острова Мэн в классах 350 и 500 см3. Лишь в конце 30-х годов их оттеснили более мощные и сложные итальянские и
немецкие мотоциклы, с многоцилиндровыми двигателями и наддувом.
Во время войны борьбу за спортивные успехи пришлось отложить. Мотоциклы «Нортон» служили в союзных войсках, и служили
неплохо — более ста тысяч машин было выпущено в те годы. А после победы вновь возобновилось и производство спортивных моделей. В 50-е
годы восемь раз английские гонщики на мотоциклах «Нортон» становились чемпионами мира.
В конце 40-х уже общепринятым стало подрессоривание заднего колеса, но, как правило, это была свечная подвеска — жесткая и чувствительная
к износу. И когда на гоночных мотоциклах «Нортон» в 1950 году впервые появилась подвеска знакомого нам маятникового типа,
то новая ходовая часть сразу получила прозвище «Featherbed» («перина»). Она давала не только мягкость хода,
но и отличную управляемость - в основном за счет этого мотоциклы фирмы могли сражаться с превосходящими их по мощности многоцилиндровыми
итальянскими машинами. Гоночные мотоциклы «Нортон» были самыми популярными лошадками гонщиков-любителей вплоть до начала
70-х годов, хотя их серийное производство закончилось еще в 1963 году. На счету гонщиков, выступавших на мотоциклах этой марки, 62
победы в гонках чемпионата мира, причем последний Гран-при был взят в 1969 году - через шесть лет после того, как последний гоночный
мотоцикл был выпущен фирмой!
Но это же нововведение сыграло с фирмой злую шутку. Дело в том, что рамы «Featherbed» изготовляла небольшая фирма
«Рейнольде Тьюбс», которая была в состоянии обеспечивать лишь гоночные мотоциклы. Публика же ждала появления новой ходовой
части на всех дорожных мотоциклах «Нортон» и в ожидании этого покупать старые мотоциклы не спешила. В результате фирма
оказалась на мели и попала в 1953 году в объятияконцерна АМС, объединявшего в ту пору львиную долю британской мотопромышленности.
Впрочем, на мотоциклах «Нортон» смена хозяина отразилась мало. Разве что новые производственные возможности позволили,
наконец, внедрить «перину» на серийных мотоциклах. Сбыт мотоциклов оставался неплохим — не только в Великобритании и
Европе, но и на американском рынке, который из-за высокого курса доллара был очень выгодным. Постепенно уходили из производственной
программы модели начала века, их место занимали новые мотоциклы с двухцилиндровыми двигателями.
«Нортон Коммандо» 1975 года — один из последних классических британских мотоциклов.
«Нортон F1» — наследник спортивных традиций фирмы.
Вершиной стала появившаяся в 1967 году «Коммандо» с 750-кубовым двухцилиндровым двигателем, подвешенным в дуплексной
раме на резиновых сайлент-блоках. Конструкция выражала лучшее, что ожидали от мощного британского мотоцикла — силу, динамику,
управляемость.
Увы, качество изготовления мотоцикла предъявляемым требованиям никак не соответствовало. Конец 60-х и начало 70-х годов были временем
кризиса, который мотопромышленность Англии пережить так и не смогла. Лихорадочные объединения и слияния, перетасовка руководства,
закрытия заводов — все это не способствовало борьбе за качество. В то же время японские фирмы, до того специализировавшиеся на
мотоциклах малого и среднего рабочего объема, смело осваивали большие кубатуры, вытеснив британские фирмы с рынка. Ушли в небытие
великие марки: БСА, «Велосетт», «Матчлесс»... «Нортон» продержался до середины 70-х годов. В 1977
году были собраны последние 1500 мотоциклов модели «Коммандо». На этом, казалось бы, в истории фирмы можно было поставить точку.
Но осталась группа энтузиастов, сохранивших многообещающий проект роторного двигателя. Они купили здание старой фабрики и добились
правительственных субсидий. В 1983 году британские полицейские оседлали, первые два мотоцикла «Нортон Интерпол» с роторным
двигателем. До 1987 года полиция и армия получили 330 таких мотоциклов, а с 1988 года роторные «Нортоны» поступили в
широкую продажу. Фирма даже вернулась - и с успехом - на гонку «Турист Трофи»: уже несколько лет. гоночные
«Нортоны» неизменно занимают первые места в своем классе, несмотря на конкуренцию японцев. Сейчас фирма выпускает
несколько моделей, уже завоевавших признание мотоциклистов. Так же, как и знаменитые «Нортоны» прошлого, они отличаются
динамикой, управляемостью и надежностью.
Фото любезно предоставлены
фирмой Norton и Norton
Owners Club
(Великобритания)