Впервые появившись на рынке 15 лет назад, переключатели скоростей в виде надетой на руль вращающейся рукоятки - так называемые
грипшифты ( Grip Shift - переключающая ручка ) - быстро обрели огромную популярность. Американская компания SRAM, предложившая
миру эту новинку, за считанные годы догнала, казалось, уже безраздельного монополиста на рынке велосипедных компонентов -
японскую корпорацию Shimano. Для нового, более экстремального поколения маунтин байкеров идеальная работа, надежность и
травмобезопасность новых манеток оказались важнее мифических преимуществ «проверенной временем» конструкции.
Немного истории
Первыми поклонниками новомодных манеток стали, как это часто бывает, профессиональные спортсмены - они быстро оценили реальные
преимущества системы Grip Shift. Поскольку первые модели SRAM предназначались для шоссейных велосипедов, дебют Grip Shift на
спортивной арене состоялся именно в этой дисциплине. Однако с выпуском горных моделей на SRAM в течение нескольких лет
«пересели» практически все звезды маунтин байка - Грег Хербольд, Джованна Бонацци, Барт Брентьенс, Мисси Джоув,
Франсуа Гэчет, Джон Томак, Элисон Сайдор, Генрик Джернис, Томас Фришкнехт, Тинкер Хуарес, Анн-Каролин Шассон, Мигель Мартинес и
многие другие ведущие гонщики планеты. Правда, на производстве сверхпопулярной новинки парни из SRAM (а начиналась эта ныне
транснациональная компания с коллектива из шести человек) решили не останавливаться и начали создавать свои собственные компоненты -
переключатели, тормоза, цепи и т.д. Разумеется, этим не преминули воспользоваться и ведущие производители велосипедов - так,
компания Cannondale, лидер мирового велосипедного рынка, начала комплектовать свои велосипеды компонентами SRAM еще в 1989 году!
Вслед за Cannondale потянулись и другие гранды индустрии - ставить компоненты SRAM на свои велосипеды начали Diamond Back, GT,
Schwinn, Specialized, Trek, Univega и сотни других компаний.
Учим матчасть
Основное отличие манеток и переключателей SRAM от продукции Shimano - простота конструкции и вытекающая из этого легкость
использования. Вместо сложной системы рычагов и шестеренок - лаконичная конструкция, имеющая к тому же максимально естественный
хват, - благо, рукоять переключения как бы продолжает ручку руля. Соответственно именно поворот ручки и вызывает переключение, как
на мотоцикле. Конструктивные особенности обеспечивают ряд дополнительных преимуществ - нет выступающих деталей, которыми можно
повредить колено при падении; практически полное отсутствие механической начинки позволяет широко применять композитные материалы,
что в свою очередь позволяет изрядно уменьшить вес без каких-либо потерь в надежности.
Еще одна фирменная «фишка» SRAM - перемещение рукоятки ма-нетки равно перемещению переключателя относительно звезд (так
называемая технология ESP). Передаточное отношение 1:1 обеспечивает системе переключения максимальную точность и чувствительность.
Единственный (весьма относительный) недостаток такой системы - несовместимость с переключателем либо манеткой Shimano, рассчитанными
на передаточное отношение 2:1. Впрочем, параллельно основной линейке SRAM выпускает и Shimano-совместимые манетки.
Сила импульса
Завоевав огромное количество поклонников среди «экстремалов», компания SRAM начала победное шествие в сторону
кросс-кантри - дисциплины, традиционно являющейся «вотчиной» Shimano. Впрочем, ломать устои консервативных поклонников
изнуряющего педалирования (равно как и других любителей манеток от Shimano) никто не собирался. Позиция SRAM'a проста и достойна
уважения: те, кто привык щелкать рычажками, вовсе не должны в обязательном порядке переходить на грипшифты. Отнюдь! В 2004 году
SRAM предлагает не только грипшифты (в фирменной терминологии SRAM они значатся как twist shifters), но и
триггерные манетки (trigger shifters) с раздельными рычажками для повышения и понижения передачи.
Новая технология получила название
Impulse. Во главу угла конструкторы поставили не только механическое совершенство новых манеток, но и эргономическое превосходство
над изделиями конкурентов. Результат был достигнут - новые манетки состоят всего из 31 детали, а переключения как вверх, так и
вниз осуществляются одним большим пальцем! Рукоятки расположены таким образом, что переключение осуществляется легко и непринужденно.
Для того чтобы переключиться на звезду большего размера, вы просто нажимаете подушечкой большого пальца на ближний рычаг. Второй
рычаг расположен дальше и ниже. Передвигая его в вертикальной плоскости вверх все тем же большим пальцем, вы легко
«сбрасываете» цепь на звезду поменьше. Как говорится, почувствуйте разницу! Такое решение позволяет лучше контролировать
велосипед - ведь теперь нет необходимости убирать указательный палец с тормозной ручки для переключения «вниз».
Триггерные манетки SRAM лишены еще одного недостатка, присущего изделиям Shimano, а именно хрупкого и часто страдающего при
падениях индикатора выбранной передачи. У новых манеток SRAM эта деталь интегрирована... в крепежный хомут! Таким образом, убивается
сразу несколько зайцев - во-первых, индикатор становится более защищенным. Во-вторых, ничто не мешает установке дисковой гидравлики,
тогда как иногда манетки Shimano могут упираться индикаторами в мастер-цилиндры некоторых моделей тормозов. Ну, и в-третьих,
эстетический аспект - внешний вид становится еще изящнее! Еще одна конструктивная особенность новых манеток - система быстрой замены
троса, получившая название Straight Shot. Трос элементарно меняется с помощью всего одной небольшой крестовой отвертки.
Поколение X
Как и раньше, в 2004 году манетки SRAM для горных велосипедов делятся на два типа - совместимые с задними переключателями SRAM с
передаточным отношением 1:1 и Shimano-совместимые с передаточным отношением 2:1.
Внешне ( и конструктивно, помимо вышеупомянутого передаточного отношения ) модели разных линеек практически не отличаются друг от
друга. Отличить разные типы манеток можно по названию: модели, чье название состоит из цифробуквенного индекса ( Х.7, 4.0 и т.д. ),
совместимы только с переключателями Sram. Модели только с буквенным обозначением ( MRX Comp, Rocket ) являются Shimano-совместимыми.
Две верхние Shimano-совместимые группы Rocket и Attack, равно как и комплиментарные им группы Х.9 и Х.7, имеют помимо грипшифтов
триггерные манетки. По конструкции существует следующее соответствие:
Х.9: Rocket
Х.7: Attack
5.0: Centera
4.0: MRX Pro
3.0: MRX
Группы Х.9 и Х.7 пришли на смену группам 9.0 и 7.0 прошлых лет.
Семейство Х.0
Компоненты Х.0 - это вершина линейки SRAM 2004. По этой причине в этой группе нет Shimano-совместимой манетки - только грипшифт.
Корпус манетки выполнен из фирменного ударопрочного пластика Grilon и отделан карбоном. Рукоятка имеет анатомическую форму,
обеспечивающую наиболее надежный хват. Интересная конструктивная особенность новой манетки - это система SRS ( Speed Release Spool ),
обеспечивающая максимально быстрое, «пулеметное» переключение за счет применения дополнительной пружины, буквально
выталкивающей трос из манетки. Крышечка для замены троса сделана откидывающейся - потерять ее практически невозможно.
Задний
переключатель SRAM Х.0 - это настоящее произведение искусства. Чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на него воочию.
Никакого дешевого литья - только машинная обработка! Никакой дешевой пластмассы - противоударный пластик Grilon с карбоновый
отделкой. Все оси шарниров отфрезерованы и подвержены термообработке. Ролики - на закрытых картриджных подшипниках. Пружина
сделана из титана. Этот впечатляющий список технологических решений привел к значительному снижению веса - на сегодняшний день Х.0
является одним из самых легких задних переключателей в мире. Версия с длинной «лапкой» весит 210 г, со средней - всего
204 г!
Еще одна особенность переключателя Х.0 ( равно как и других задних переключателей SRAM ) - это оригинальная система проводки
троса DiRT ( Direct Routing Technology ). Хитроумная проводка «по прямой» позволила значительно снизить трение и усилия,
необходимые для переключения передачи. По этому показателю SRAM впереди планеты всей!
Х.0 является одним из самых легких задних переключателей в мире
Система SRX обеспечивает максимально быстрое переключение за счет применения дополнительной пружины