О принадлежности к эндуро напоминают
перекладина руля (снимок слева)
и кроссовые подножки (справа).
Запустил 2-цилиндровый 2-тактный двигатель кикстартером - электрозапуск здесь не предусмотрен. Отметил две вещи: нет отдачи
рычага в ногу (что обычно сопутствует пуску ижевских спортивных «одностволок»). И другое: двигатель заработал «
с первого пинка». Полился ровный приглушенный звук «водянки» - хоть в чем-то «Юпитеры» прогрессируют.
Не лучшая особенность конструкции современных «Ижей» - архаичная контактная система зажигания. При езде в
неэкстремальных условиях она ничем себя не выдает, но в «пампасах» возможно всякое. Внедорожным машинам больше бы
подошла бесконтактная система без аккумулятора. Потому что, не дай Бог, батарея «сядет» или от тряски нарушится
контакт - и мотор не заведешь даже «с толкача». В былые времена это понимали: на «многодневных»
«Иж М-15» с моторами от дорожного «Иж-ПС», которые завод выпускал в середине 80-х, применяли
бесконтактную систему зажигания.
Включаю первую передачу. Не сомневаюсь, что впервые севшего за руль мотоцикла неприятно удивит, насколько велика амплитуда
хода рычага и что приходится прикладывать чрезмерное усилие ногой, чтобы «воткнуть» передачу. Невольно вспомнишь
об архаичной 4-скоростной КП с полуавтоматом выжима сцепления. Я словно на мгновение перенесся в прошлое, когда другой техники
не знали.
Динамика разгона... О ней скажу так: она соответствует соотношению мощности и массы (25 л. с. при 160 кг). Думаю, если
приложить руки (и вложить деньги), динамику можно поднять: заменить на лучшие цилиндры, карбюратор, воздушный фильтр -
это позволит легко «снимать» на 10 л. с. больше. А если металлические детали облицовки заменить пластиковыми,
то и уменьшить вес.
Посадочное место для пассажира на «Иж-6.903» не предусмотрено: длины седла едва хватает водителю. А вместе
с тем подножки для второго седока есть. Как это понимать?.. При езде водителю не дает расслабиться классическая 2-амортизаторная
подвеска заднего колеса - ее ход составляет всего 120 мм. Да, такая подвеска мягче, чем на дорожных моделях, но ведь это
аппарат не только для дорог... Кстати, у мотоциклов с такой подвеской есть неожиданное - побочное преимущество: на них легко
установить большегрузный багажник, совместив его опорные точки с верхними точками крепления амортизаторов. В дальнем походе
турист без поклажи, все равно что на войне солдат без пайка.
Проходимость по бездорожью определяется шинами и передаточным отношением трансмиссии. И то и другое на «Иже»
меняется: шины можно установить «позлее», благо обода размеров самых распространенных: спереди - 21 дюйм, сзади - 18.
Передаточное отношение регулируется заменой звездочки - на ту, что с меньшим количеством зубьев (такие купить несложно). А
заодно можно заменить цепь на более долговечную, типа O-ring. И тогда лезь в какую угодно топь - «ограничителем»
проходимости будет только клиренс. И... радиатор системы охлаждения. Он совершенно открыт грязи, летящей из-под переднего
колеса. Забьется решетка радиатора - мотор «закипит». И тогда сиди-кукуй...
На асфальте машина показала, скажу сдержанно, удовлетворительную тормозную динамику: все-таки передний «дискач»
трудно заставить не работать. Его достоинство в том, что колодки к нему в продаже есть и стоят копейки. На скорости
(а мне удалось разогнаться до 123 км/ч) приятно поразило, что я не ощутил вибраций. И звука мотора почти не слышно.
«Длинные» передачи и большой ход рычага их переключения не позволяют на беспросветном бездорожье прибегнуть к
спортивному стилю вождения. Так что он не удостоится, чтобы мы его назвали «чистым» эндуро. Однако он
силен в другом: это мотоцикл для экстремального мототуризма или груженого дальнобоя. Еще один аргумент в пользу путешествий
на «Иж-6.903»: он на 80% собран из серийных деталей дорожных моделей, значит, в случае форс-мажора аварийного
свойства найти запчасти будет несложно - они есть практически повсюду в пределах границ РФ. А как отремонтировать &
laquo;Иж», в народе пока помнят.
Благодарим спортсекцию ПО «Салют» за предоставленную технику и Владимира АВСЕЕНКО за помощь в проведении тест-райда.
ПОДЫТОЖИМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Конечно, это далеко не иномарка - ждать от «Ижа» чего-то особенного не приходится.
Но можно сказать так: аппарат удовлетворяет требованиям, предъявляемым к мотоциклам двойного назначения. На нем не страшно
съехать с асфальта на бездорожье, дальнобой по трассе с пассажиром (при установке длинного седла) и грузом не будет обременительным.
Сочетание мощности двигателя и массы всего экипажа достаточно для безопасных обгонов грузовиков и фур, хотя водитель и не
получит удовольствия от динамики разгона. Спортивные страсти лихих байкеров охладит ограниченность возможностей подвесок.
Легкость увеличения передаточного отношения трансмиссии, а также возможность установить «злую» внедорожную резину
адаптируют аппарат к условиям сложных мотопоходов. Мотоцикл может быть востребован и профессионалами - патрульной службой, МЧС,
лесничими и пр. Лишь бы его выпуск не стал очередным несбыточным прожектом ижевчан.
МИНУС. Незащищенность радиатора от грязи. Большой вес. Батарейное зажигание с аккумулятором. 4-ступенчатая КП.
«Задумчивый» задний тормоз.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЖ-6.903
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель
«Иж-6.903»
Модельный год
2004
Сухая масса, кг
160
Габариты, мм
2140x1260x880
База, мм
1480
Высота по седлу, мм
880
Дорожный просвет (без нагрузки), мм
240
Объем бензобака, л
9
Макс, скорость, км/ч
120
Макс, нагрузка, кг
160
Контрольный расход топлива (не более), л/100 км
5,7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
2-цилиндровый, 2-тактный
Рабочий объем, см3
347,6
Размерность, мм
62 х 57,8
Степень сжатия
9,3
Макс, мощность, л.с. при об/мин
25/5100
Макс, крутящий момент, Н*м при об/мин
35,3/5100
Система питания
карб. К-68Ч с диам. диф. 32 мм
Газораспределение
поршнем
Система зажигания
контактная, батарейная
Мощность генератора, Вт
140
Запуск двигателя
кикстартером
Топливо
смесь бензина А-92 с маслом SAE-30 (50:1 и 30:1 при обкатке)
Система смазки двигателя
топливной смесью
Система охлаждения двигателя
жидкостная
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач
4-ступенчатая
Передача от двигателя к заднему колесу
цепная
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
стальная, сварная
Подвеска переднего колеса
телескопическая вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами с пневморегулированием
Ход переднего колеса, мм
180
Подвеска заднего колеса
маятниковая с 2 пружинно-гидравлическими амортизаторами
Ход заднего колеса, мм
120
Тормоз передний
дисковый, с гидроприводом
Тормоз задний
барабанный
Колеса
спицованные, невзаимозаменяемые
Шины: переднее колесо
3,00x21"
заднее колесо
3,75x18"
ИЖЕВСКИЕ ЭНДУРО
Практически всегда на «Ижмаше» выпускали мотоциклы для многодневных соревнований - те, что сейчас называют
словом «эндуро». Это были сугубо спортивные модели, их могли приобрести только секции ДОСААФ. Приводим краткие
характеристики массовых ижевских эндуро.