Лошадка с педалями
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и Наталии ДОЛГОЙ
«ПЕГАС-31», мопед
Двигатель 49 см3, Мощность 2,4 л.с., Масса 55 кг, Максимальная скорость 50 км/ч, Ориентировочная цена 16 000 руб.
Предложение провести тест педального мопеда
поначалу особого восторга не вызывало...
Такая уж судьба маленьких машинок - быть незамеченными на фоне
дорогих крутых байков. На выставках их не рекламируют длинноногие красавицы, на улицах мимо
равнодушно проходят взрослые и дети. А между тем в мире такие «рабочие
лошадки» - самый распространенный вид транспорта. Особенно в теплых странах
с неизбалованным высокими заработками населением. В России последнее условие присутствует,
а вот с подходящим для круглогодичной езды климатом у нас напряженно. Наверное, поэтому
интерес к педальным мопедам как-то в последние годы упал. А может быть, не появлялось
интересных конструкций - ведь единственный веломотор - «дэшник» за почти
полувековую историю производства устарел и морально, и технически.

Эмблема с крылатой лошадкой на бензобаке показалась знакомой.
Ба, да это же «Пегас», старый знакомый. Помнится, еще в 1996 году в редакции такой мопед
проходил длительные испытания («Мо-то», № 1-1996, с. 30), мы пришли к выводу о полной
непригодности машинки для езды («Мото», № 8-1996, с. 27). «Виновником»
вердикта послужил мотор Д-14, характеристика которого делала проблематичными троганье с места и
езду с малой скоростью. Производитель - С.-Петербургский «Северный завод» - тогда на
журнал за резкую критику обиделся, однако отсутствие спроса заставило снять модель с производства.
Но на планах мотопроизводства крест не поставил - купил проверенный временем и азиатскими народами
индийский моторчик AnkurCM-50. Не удивлюсь, если он окажется копией какой-нибудь «Хонды»
времен Пирл-Харбора. Однако автоматическое центробежное сцепление сделало «Пегас»
пригодным для езды, и вот, пройдя сертификацию, он вышел на наш рынок.

С первым шагом при запуске двигателя справился легко - нажал
вниз рычажок пускового обогатителя карбюратора (при повороте ручки газа он автоматически выключается).
А вот чтобы понять, что делать дальше, пришлось читать инструкцию. Там рекомендуют запускать мотор
после постановки мопеда на центральную подставку, используя рычажок декомпрессора. Прокрутил педали на
пол-оборота - и, действительно, моторчик зажужжал. Правда, ехать сразу не захотел - нужен прогрев, хотя бы
минуту-другую. Позже освоил и другой способ запуска двигателя - начинаешь ехать, как на велосипеде,
крутя педали, и в какой-то момент мотор уже везет.

Конечно, мотоциклистов, или даже владельцев мокиков
«Пилот», мощность мотора в восторг не приведет. Динамика, скажем, никакая, и в гору выше
средней крутизны приходится крутить педали, добавляя «своих лошадей» мотору. Однако заявленных
2,4 л. с. хватает, чтобы не торопясь разогнаться до положенного ПДД «полтинника». Зато
экономичность «Пегаса» просто фантастическая: на 1 литре бензина (марки А-92) можно проехать
аж 75 км!
Насчет вялой динамики жалеешь, когда сам сидишь за рулем, а вот
если за рулем ребенок, то эта «вялость» очень даже кстати. Чье родительское сердце не
дрогнет, если чадо начнет носиться как угорелое, оставляя запах горелой резины и норовя оторвать
от земли переднее колесо?
Есть у педальной лошадки и еще одно интересное свойство - на ней в
экстренных случаях ( кончился бензин или сдох мотор) можно ехать на педалях, как на велосипеде. Для
этого специальным рычажком у основания шатуна левой педали рассоединяются двигатель и привод. Правда,
далеко ехать не удобно: слишком широко седло и велико передаточное отношение. Но уж если нужда заставит...

Органы управления аскетичны, особенно резинки рукояток руля:
жесткие продольные выступы при длительной езде оставляют красные отпечатки не только на нежных детских
ладонях. Тормоза, особенно задний, под стать динамике мопеда - вяловаты. Нельзя сказать, что они плохие.
По крайней мере, ребенок не перевернется через переднее колесо. Вот чего действительно не хватает на
мопеде - клавиши экстренной остановки двигателя. Ведь автомат сцепления не даст мотору заглохнуть ни при
каких обстоятельствах, а рычажок декомпрессора требует для приведения в действие значительных усилий.
Из контрольных приборов имеется спидометр и одометр с двумя шкалами ( одна - обнуляемая ). На левой
рукоятке руля - переключатель света П-25А с кнопкой звукового сигнала. В этом году его конструкция
отмечает 45-летний юбилей. Звук у сигнала - громкий квакающий - вызывает ностальгию по мототехнике 60-х.
Но такой тембр опять-таки имеет свои плюсы: если ребенок едет по тротуару, он не будет вспугивать беспечно
прогуливающихся бабулек.

Порадовала работа подвесок - сзади установлена полноценная
«гидравлика». Она, видимо, тоже индийского происхождения, ведь раньше на всех
«совкопедах» применялись только пружинные амортизаторы. Передняя вилка - пружинная, но
ее хватает для машинки массой 55 кг, если не гонять на ней, как на кроссе.
Мощность генератора выяснить не удалось, но по крайней мере лампу
фары в 25 Вт и задний 5-ваттный габарит он «тянет», начиная с малых оборотов. А большего для
мопеда и не надо. В целом «лошадка» получилась совсем неплохая, и дети, и взрослые остались
катаниями довольны. Да и цена новинки самая разумная - из новой мототехники дешевле ничего нет.
Благодарим фирму «Отечественные мотоциклы» и лично г-на
Владимира КОВАЛЯ за предоставленную возможность провести тест-райд мопеда.
Плюсы :
Легкий, великолепная экономичность, простота в управлении, неплохие ( для мопеда ) подвески, адекватная цена.
Минусы :
Маленькое заркало и слабый звуковой сигнал, «задумчивый» задний тормоз, нет клавиши
экстренной остановки двигателя.
Этот мопед вы можете купить у нас! Подробнее >>
Также см. статью Лошадка с педалями. Пегас 31.
Источник материала : журнал "Мото"